Как научить ребенка постоять за себя

Как научить ребёнка постоять за себя, конфликты на детской площадке

как научить ребенка постоять за себя

У редакции «Монтессори.Дети» спросили: «Здравствуйте! Моему сыну 3,6 года. Во время общения со сверстниками нередко возникают конфликтные ситуации. Я в детстве не могла никогда постоять за себя. Когда меня обижали, впадала в ступор.

Сейчас, если обижают моего ребёнка, не всегда могу вовремя отреагировать. Боюсь, как бы он не стал таким же, как я. Как правильно реагировать на агрессию, направленную на моего ребёнка со стороны других детей. Спасибо».

 На вопрос отвечает психолог и Монтессори-педагог Анна Федосова.

Три проблемы из вопроса

— Что делать, когда обижают вас. Как вы относитесь к предпочитаемым вами способам поведения в конфликте, какие непривычные стратегии хотите внести в свой репертуар, что полезного можно сделать с обидами детства.

— Что делать вам, когда обижают вашего ребёнка. Как лучше себя вести, когда вмешиваться, когда — нет, что можно сделать заранее.

— Что делать ребёнку и как его этому научить.

Со всем, что касается первого пункта, лучше всего дойти до личного психолога, либо внимательно проработать эту тему самостоятельно. У всех нас есть «любимые» ситуации, в которых мы ведём себя неразумно.

Чаще всего это значит, что мы не переросли какой-то момент детства и аналогичные обстоятельства отбрасывают нас в тот возраст, в котором мы на чём-то «застряли».

Полезно обратиться к болезненным моментам с ресурсами взрослого человека, по-новому переосмыслить их, научиться новым способам себя вести и оценить преимущества уже освоенных.

Продуктивное самокопание приводит взрослого к принятию себя, к пониманию, что нет ничего плохого в том, чтобы «стать таким, как он». А если в результате заботы о собственном взрослении вы хорошо разобрались с собственными границами, то вы начинаете чувствовать, что наши дети — не будущие ещё одни мы, а будущие они сами.

Пункт второй уже касается воспитания. Родителей беспокоит, как научить ребёнка постоять за себя. Но это не совсем верная постановка вопроса.

Она основана на предположении, что в детском коллективе площадки или сада ребёнок непременно должен попасть во враждебную среду, где его интересам будет регулярно требоваться защита. Но это не обязательно.

Если взрослые задают рамку определённых правил и помогают детям их соблюдать, даже самые маленькие раскрывают себя с лучшей стороны: заботятся, помогают, сотрудничают, уважают личное пространство, вещи и занятия других.

Прекрасный пример такой среды — Монтессори класс, где все материалы принадлежат классу и их использование подчинено правилу «тот, кто первый взял, в пределах занятия работает столько, сколько ему нужно». Если у вас есть возможность установить такое правило там, где играет ваш ребёнок — не упускайте её. Но это не всегда возможно.

Конфликты на детской площадке

Как вести себя на детской площадке, где вы можете столкнуться со взрослыми, которые иначе смотрят на то, как можно вести себя их детям

Вот что вы можете делать, если вашего ребёнка обижают:

— Не позволять другим детям и взрослым брать и использовать вещи вашего ребёнка без его согласия. Избыточное количество игрушек может снизить накал страстей, но это не обязательно. Если малышу одинаково нужны все его сорок совочков и двести машинок, что вы потрудились взять с собой — ему виднее. К слову, вы несёте игрушки, поэтому вправе устанавливать лимит на их количество.

— Правило частной собственности работает в обе стороны. Вы не позволяете ребёнку брать чужое без спроса. Никогда. Да, несколько раз это будет поводом для большого огорчения. Но если вы последовательны в соблюдении этого правила и в равной степени уважаете чужое и его право распоряжаться личными вещами, то ситуаций сильной печали не будет очень много.

— Вы можете побуждать ребёнка ожидать, пока другие закончат пользоваться общими снарядами, такими как качели и горки, не позволять отбирать силой место. Иногда на время ожидания можно помочь переключить внимание на другое. Хорошо, если вы при этом обратите внимание ребёнка на то, что желанное место свободно. Захочет он туда идти, или уже нет, у него будет повод знать, что вы помните о его желаниях и серьёзно относитесь к его терпению.

— Ваш ребёнок не обязан уступать место на общем снаряде другим детям, и вы вправе оградить его от попыток других детей отобрать это место силой. Вы и другие взрослые заботитесь о безопасном использовании снарядов детской площадки: «не взбирайтесь по горке вверх, пока малыши катаются вниз, они могут вас нечаянно сбить», «не качай, пожалуйста, этот брус, Варя (которая стоит на нём) может упасть» и т. п.

— Другие взрослые вправе указывать вашему ребёнку только на корректное соблюдение их границ и границ их детей: «не трогай меня, не бери вещи моего Васеньки, не толкай Петю, подожди, пока Маруся покачается, потом будет твоя очередь» и т. п.

Если посторонние люди переходят на личности («ты что, жадина?»), пытаются притеснять вашего ребёнка («разойдитесь все с горки, Настя будет кататься»), — вы пресекаете подобные действия.

Возможно, это возвращает нас к первому пункту, касающемуся лично вашего репертуара поведения в конфликте.

— Вы обязаны обоснованно выбирать подходящие места для прогулок и совместных с другими игр и/или успешно отстаивать ваше право на корректное отношение к вам и ребёнку.

К сожалению, есть немало стихийных сообществ, в которых встречаются токсичные взрослые и подражающие им дети. В некоторых случаях стоит поискать другое место, более дружелюбное. Иногда атмосферу можно переломить, но за изменения придётся побороться.

Для этого требуется большое искусство, так как в итоге желательно не «выиграть войну», а помочь «победить миру».

Не стоит учить детей давать сдачи

Дети — эгоцентричны в силу их возраста. Чем они младше, тем меньше они способны посмотреть на ситуацию «снаружи», с позиции какой-то внешней «справедливости».

Судя по тому, как долго длятся военные и территориальные конфликты между странами, даже взрослым бывает непросто разобраться, кто первый начал, сколько кому навредил, и какова «справедливая сдача» с полученного ущерба. Всё заканчивается выдачей сдачи на сдачу, только затем, чтобы получить сдачу с этой сдачи. Это у взрослых, которые способны смотреть на ситуацию отстранённо и с позиции других.

Малыши этого не могут совсем и только-только начинают учиться. У детей процесс насаждения справедливости всегда закончится потасовкой. Для них даже вариант с обменом игрушек — скользкий путь. Формально идея поменяться и поиграть с чужой вещью — прекрасна. Но фактически маленькие дети часто выдают желаемое за действительное, пытаются сделать обмен принудительным и трактуют его как право отобрать понравившееся, принеся жертвоприношение из личных запасов.

Наконец, мы добрались в нашем разборе до самого ребёнка. Для того, чтобы научиться плавать, нужно плавать. Для того, чтобы уметь общаться конструктивно, нужно общаться. Для того, чтобы освоить многообразие вариантов поведения в конфликте, нужно пробовать по-разному вести себя в разных ситуациях.

После того, как ребёнок располагает в качестве образца вашим поведением, которое мы разобрали в первых двух пунктах, у него достаточно почвы для подражания и самостоятельного решения проблем. Главным становится уже не помощь, а невмешательство.

В какой-то момент ситуацию нужно отпустить и позволить ребёнку самому пробовать себя в социальных взаимодействиях, даже со взрослыми (хотя тут его позиция заведомо слаба и ваша поддержка потребуется чаще).

Позволить пробовать, экспериментировать, принимать решения, сталкиваться с обратной связью, добиваться результата. Иногда таким способом, каким бы вам и в голову не пришло. Позвольте быть всему, кроме неприемлемого.

Может даже оказаться, что ребёнка вполне устраивают такие пути решения проблем, которые так огорчают вас. Это вы отступали, но огорчались. Иногда люди уступают и довольны этим.

Собственная практика — важнейшая часть развития коммуникативной компетентности, позвольте ребёнку приобрести этот опыт. В относительно доброжелательной среде, конечно.

Возможно, вам будет полезен мини курс Как наладить отношения детей в семье

Источник: https://mchildren.ru/kak-nauchit-rebyonka-postoyat-za-sebya/

Как научить своего ребенка постоять за себя, почему ребенок должен уметь себя защищать

как научить ребенка постоять за себя

Ни для кого не секрет, что дети по своей природе весьма жестоки и не умеют прощать чужие слабости. Для них мир состоит исключительно из черного и белого цветов, а все, что находится «между» ими просто не воспринимается.

Любое чадо рано или поздно сталкивается с проблемой взаимодействия со сверстниками: обиды, ссоры, зависть, неприятие в коллективе и т.п. Но если один ребенок стойко переживает трудности и готов бороться за «место под солнцем», давая отпор обидчикам, то другой будет молча терпеть и сносить чужие нападки.

Как должны поступать в таких случаях родители? Стоит ли учить ребенка противостоять возможным агрессорам или нужно воспитывать его в духе добродушия и всепрощения?

Почему ребенок не может постоять за себя?

Вашего ребенка постоянно обижают, а он не может дать сдачи? Почему так происходит? Некоторые родители говорят, что их дети добрые и открытые, ранимые и дружелюбные и все потому, что таковыми они родились. На самом деле эта позиция не имеет под собой никаких оснований.

Дети не рождаются добрыми или злыми, духовно сильными или слабыми. Именно от родителей зависит, каким вырастет их чадо и станет ли самодостаточным. Жаль, но часто сами папы и мамы формируют у ребенка страхи и различные комплексы.

Пытаясь вырастить его вежливым и правильным, они забывают привить ему умение постоять за себя. Как часто говорят мамы, что драться – плохо и всегда можно решить проблему, просто поговорив? Дети воспринимают такую установку как непреложное правило и в итоге не способны дать сдачи агрессору.

Или, например, ребенок не хочет делиться игрушкой, которую у него пытается отобрать другой малыш. Как поступает мама в такой ситуации? Она скажет ему, что нельзя жадничать и надо уметь делиться. В итоге ребенок учится тому, что не надо бороться за дорогие для себя вещи.

С одной стороны, взрослые хотели сделать как лучше, а на деле вреда принесли больше, чем пользы.

Некоторых родителей отличает авторитарный, а порой даже деспотичный стиль воспитания. Суровые мамы и папы уверены, что только строгость и жесткость способны стать основой для формирования сильной личности. Но все это приводит к тому, что ребенку просто не дают возможности выражать свое мнение, постоянно его критикуя. Он начинает сомневаться в себе и своих силах, в итоге у него воспитывается заниженная самооценка и он боится быть сильным не только перед родителями, но и перед ровесниками.

Не принесет пользы и гиперопека. Если ребенка отличает слабая нервная система или проблемы со здоровьем, то родители чуть ли не бьют тревогу, опасаясь за его безопасность. Бесспорно, родителям хочется оградить малыша от любых травм и опасностей, но излишняя опека приводит только к тому, что он вырастет неспособным справляться с жизненными неурядицами. Ребенку проще уйти от проблемы, чем найти способ ее решения.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что воспитание – сложная наука, которая не терпит небрежного отношения и родителям необходимо быть очень внимательными при выборе метода воздействия.

Важно

Мать – это Бог в глазах ребенка. Для маленьких детей авторитет родителей неоспорим и все их слова – истина. Поэтому стоит помнить о гармонии и рисках, к которым может привести необдуманные слова и поступки мам и пап.

Как следует себя вести родителям?

Ваш ребенок не смог дать сдачи своему обидчику? Ни в коем случае не ругайте его за это! «Не будь слабаком! Не позорь меня своими жалобами и слезами!» Такая реакция приведет к тому, что ваше чадо станет значительно слабее, у него появятся страхи и комплексы, он начнет избегать всех возможных конфликтных ситуаций.

Задача хорошего родителя – найти способ развить в ребенке уверенность в себе, только тогда он будет в состоянии дать достойный отпор. При этом стоит помнить о том, что нельзя бросаться в драку, не разобравшись в сути конфликта. Так что будьте готовы научить ребенка различать нападение без причины и вынужденную защиту.

Никогда не забывайте, что детская психика очень гибкая и дети очень восприимчивы к внушению. Не делайте скоропалительных выводов и представьте, что ступаете по тонкому льду: будьте осторожны и аккуратны при выборе метода воспитания.

Также большую роль в развитии способности постоять за себя играет коммуникабельность. Необщительный ребенок, испытывающий сложности с социализацией в группе сверстников никогда не научится отстаивать свою позицию. Пусть ребенок ходит в детский сад, центры развития, спортивные секции. У него должна быть возможность контактировать с другими детьми и учиться взаимодействовать с ними.

Важно

Если в дошкольном учреждении наблюдается нездоровая атмосфера в детском коллективе, то лучше сменить его, чем активно противодействовать методам работы его сотрудников.

Как научить ребенка давать отпор?

Прежде чем приступать к активным действиям, нужно понаблюдать за поведением ребенка в кругу сверстников. Бывают случаи, что примерные с виду дети сами провоцируют негативное к себе отношение. Если ребенок сам выступает в роли агрессора, то стоит незамедлительно провести с ним воспитательную беседу и объяснить ошибки его поведения.

Если же ваше чадо на самом деле является жертвой, то наблюдая за ним, вы это обязательно увидите. Детей с комплексом жертвы видно, как правило, сразу: 

  • Они редко поднимают голову, предпочитая смотреть в пол.
  • У них опущенные плечи и весь вид как бы говорит о том, что они стараются спрятаться.
  • Их речь монотонна, а голос очень тихий.
  • Они могут жаловаться на обидчиков, плакать и убегать.
  • Зачастую стремятся держаться подальше от компании ровесников.

Важно

Родителям ребенка с комплексом жертвы предстоит большой труд по поднятию самооценки своего малыша. Ни в коем случае нельзя его критиковать и требовать активных действий.

Приняв решение научить ребенка давать отпор обидчикам, не лишним будет:

  • Привить осознание собственной значимости. Каждый ребенок должен понимать, что он – полноценная личность со своими потребностями и правами. Он должен верить в то, что обижать его нельзя.
  • Учить защищать свои интересы. Предстоит объяснить ребенку, в каких именно ситуациях он должен начинать защищаться: если его обзывают, пытаются ударить, отбирают его вещи, оскорбляют родителей и других родственников, унижают.
  • Обсудить с ребенком суть конфликта с обидчиком. Для того, чтобы найти способ решения проблемы, необходимо разобраться в причине происходящего. Почему конфликт вообще произошел, как ведут себя его участники, что говорят. Нужно рассказать ребенку о том, как можно противодействовать агрессорам, как правильно это сделать с наименьшим ущербом для себя, как грамотно рассчитать свои силы, чтобы не нанести большого ущерба обидчику, но при этом остаться в выигрыше.
  • Посещение спортивных секций. Не лишними будут посещения занятий по самообороне. Поход в секцию по боксу или карате не только научит ребенка оказывать силовое сопротивление в случае нужды, но и окажет благоприятное воздействие на здоровье в целом.
  • Объяснить недопустимость провокаций. Ребенок обязан знать, как себя надо вести в компании ровесников или в окружении посторонних людей. Да, да, он должен понимать, что такое – хорошо, а что такое – плохо. Объясните ему, какие поступки могут считаться провокацией, поскольку многие обидчики сами не понимают, что их действия становятся причиной ссоры.

Рекомендации психологов

Конечно, любому родителю хочется, чтобы их чадо был великодушным, отзывчивым, но при этом обладал внутренней силой и был способен защитить себя. Однако, стоит помнить, что пары-тройки разговоров по душам будет недостаточно, чтобы ребенок сменил свои ориентиры и начал жить по новой установке.

Воспитание самодостаточной и гармонично развитой личности – процесс не одного года и требует максимум сил, внимания и мудрости.

Прежде всего, необходимо приучать ребенка быть лидером с самого раннего возраста. Быть лидером – это не только уметь дать отпор в случае необходимости, это способность правильно повернуть ситуацию, используя только слова. Но если дело все-таки принимает скверный оборот, то лидер просто обязан уметь постоять за себя.

Психологи настоятельно советуют родителям обратить свое внимание на следующие рекомендации:

  • Учите ребенка быть объективным. Он обязан уметь правильно оценивать ситуацию и возможные угрозы. Объясните, что не всегда стоит переходить в активную фазу противостояния и начинать махать кулаками. Возможно, конфликт не настолько серьезен и все претензии можно урегулировать с помощью обычного разговора.
  • Учите не быть жертвой. Если малыш в силу возраста еще не понимает, что такое жертва, то школьник уже осознает суть данного понятия. Расскажите ему о том, к чему может привести такая социальная позиция. Не стоит сгущать краски, дабы не напугать, но и слишком щадить душевное спокойствие своего чада тоже не надо. Он должен четко осознавать, что если даст слабину хотя бы раз, то подняться и отмыться от статуса слабака будет очень сложно.
  • Помните, что для ребенка вы – образец подражания. Никогда нельзя забывать, что семья для ребенка выступает эталонной моделью взаимодействия. С малолетства дети берут поведение матери и отца за образец и стараются ему соответствовать. Поэтому будьте очень осторожны в своих словах и поступках.
  • Учите говорить «нет». Объясните своему чаду, что он не обязан поддерживать все предложения своих друзей и выполнять все их просьбы. Если он не хочет что-то делать, то никто не имеет права его заставлять. Не стоит бояться отказывать, в противном случае у него появится репутация безотказного тюфяка, которого можно использовать напропалую.
  • Воспитывайте уверенность в себе. Развитию адекватной самооценки могут способствовать различные увлечения. Не запрещайте ребенку заниматься тем, что ему нравится, если это безопасно для него. У вашего чада должна быть способность реализовать свои таланты и способности и не бояться мнения окружающих.
  • Развивайте остроумие и неординарность. Не стоит недооценивать пользу ораторского искусства. Уделяйте достаточно времени развитию находчивости и навыкам коммуникабельности ребенка. Пусть он учится отвечать и моментально реагировать даже в самых сложных ситуациях. Занятия можно проводить в игровой форме, такой способ обучения будет интересен и не будет вызывать у ребенка отторжения.
  • Научите правильно выбирать друзей. Объясните ребенку всю ценность настоящей дружбы и то, насколько важно ценить своих друзей и уважать их потребности. Это не значит, что он должен положить все силы на реализацию их желаний. Наоборот, правильный подход к этому вопрос поможет ребенку понять, что есть дружба и кого можно считать друзьями, а кого просто знакомыми. Расскажите ему почему нельзя общаться с негативными личностями и как их избегать.
  • Научите игнорировать провокации. Если вашему ребенку дали обидную кличку, то он не должен пытаться оправдаться. Пусть игнорирует едкие замечания в свой адрес и обидчик, видя, что его попытки вывести на конфликт не приносят ожидаемых результатов, просто перестанет его задирать. В противном случае кличка может остаться с ребенком на долгие годы. Но в случае, когда обидчик переходит все границы допустимого и обычные «подколки» переходят в настоящее унижение, стоит быть готовым дать реальный отпор.
  • Учите не поддаваться страху. У каждого без исключения есть свой затаенный страх. Если вам говорят обратное, значит просто врут. Просто кто-то умеет прятать свои страхи, а кто-то нет. Учите ребенка не идти на поводу фобий и не выставлять их на всеобщее обозрение. Такое поведение сыграет ему на руку и даст понять окружающим, что перед ними сильная и уверенная в себе личность.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как понять что у ребенка глисты

Большинство проблем человека исходят из семьи и неправильного воспитания. Будьте готовы изменить методы воздействия на ребенка, если ваши усилия не приносят ожидаемого результата. Обратите внимание на внутрисемейные отношения, возможно, вы просто не замечаете, что ваши слова и действия не только не помогают, но и наносят вред. Если у вас не получается помочь своему чаду, то лучше обратитесь за помощью к психологу.

Источник: https://blizosti.net/kak-nauchit-svoego-rebenka-postojat-za-sebja/

Как научить ребенка постоять за себя? Советы специалистов

как научить ребенка постоять за себя

Взрослым по душе «удобные» дети, которые беспрекословно подчиняются и мгновенно выполняют требования старших членов семьи. Однако идеальный сценарий и безупречное поведение совершенно не нравится родителям, когда их ребенок становится жертвой нападок со стороны сверстников. Психологи советуют с малых лет воспитывать в малыше уважение к себе, и учить общаться с ровесниками. Даже если время упущено, на любом этапе развития ребенка можно провести работу над ошибками.

Адекватная реакция родителей

Мамы видят только достоинства своих детей, не обращая внимания на плохое поведение и явные провокации с их стороны. Психологи советуют разбираться в каждой ситуации, а не просто верить на слово ребенку. Вполне вероятно, что этапу «Петя меня ударил» предшествовало подстрекательство «безупречного чада». И это далеко не все ошибки, которые допускают родители в воспитании:

  1. Привычка делать из мухи слона. Необходимо четко разграничивать отношение к ситуации ребенка и мамы с папой. Иногда родителям кажется, что сына или дочь унижают, хотя дети спокойно играют. Взрослые годами хранят в глубине души детские обиды, которые вплывают из подсознания в самый неподходящий момент. Тяжелый эмоциональный груз лучше проработать с психологом, а не проецировать его на собственного ребенка. Порой на незначительное происшествие проще закрыть глаза, ведь дети в игре могут нечаянно задеть или толкнуть. Раздувая мелкую обиду до вселенских масштабов, родители формируют у своего ребенка гипертрофированное самолюбие. В дальнейшем ему будет сложно прощать, договариваться и уступать.
  2. Навязывание чужих комплексов. Если малышу с утра до вечера ежедневно повторять, что все его обижают, а мир населен исключительно враждебными существами – нетрудно догадаться, кто вырастет из крохи. Дети не замечают «несправедливого» отношения, поэтому психологи и взрослым рекомендуют не зацикливаться на мелочах. Сейчас сына или дочь не приняли в игру, но спустя час вся детвора увлеченно строит замок из песка. Кто-то случайно толкнул ребенка, а спустя пару минут он сшиб другого карапуза, не успев вовремя притормозить. Не стоит паниковать и скандалить, поскольку в детском мире все преходяще и относительно. Вчерашний противник может стать верным приятелем, а периодические ссоры с лучшими друзьями – нормальное явление.
  3. Неправильная установка. В семьях обычно папа недоволен, что мама растит из сына «тряпку», «размазню» и «слюнтяя». Дети впитывают слова взрослых, и не пытаются прыгнуть выше собственной головы. Ярлыки – одна из главных ошибок родителей. Нельзя внушать ребенку, что мир полон опасностей и конкуренции, для которой требуется полная боевая готовность. В лучшем случае у малыша появится нервозность и страх, в худшем он станет агрессивным. Для нормального развития ребенку необходимо осознавать, что мир хороший, а люди в нем добрые. Иногда встречаются неприятные или злые личности, но их меньшинство. С такой установкой малыш будет уверенней себя чувствовать в любом возрасте.
  4. Отсутствие эмоциональной связи. Бывают ситуации, когда ребенку не справиться самостоятельно с обидчиками. Психологи считают нормальным, если дети обращаются за помощью к взрослым. Родители в глазах малыша – надежный оплот и защита, поэтому до определенного возраста маме или папе лучше вмешиваться в «разборки». «Сам разбирайся» – не выход, поскольку дети по природе жестоки. Границы и рамки устанавливают взрослые, и на этапе формирования коммуникативных навыков процесс желательно контролировать. Если ребенок делится переживаниями, это говорит о его доверии к родителям. Оборвать тонкую связующую ниточку очень просто, после чего она бывает утеряна навсегда.

Психологи рекомендуют прислушиваться даже к 3-летнему малышу, проговаривая каждую ситуацию и делая совместные выводы. Со временем ребенок научится принимать решения самостоятельно, основываясь на полученных знаниях.

Советы специалистов и эффективные методики

Детей можно и нужно защищать, придерживаясь золотой середины. Нельзя по малейшему поводу бежать к родителям обидчика, но и оставлять ребенка наедине с проблемой сродни предательству. Как только сын или дочь научится самостоятельно давать отпор, просьбы о помощи прекратятся. Однако пока этот счастливый момент не наступил, в обязанности родителей входит обеспечение безопасности и обучение основным правилам защиты.

Повторение семейного сценария

Если дома на ребенка постоянно кричат, физически наказывают за малейшую провинность и требуют подчинения, глупо ожидать от него иного поведения в социуме. Малыш с детства чувствует свою беспомощность и слабость, поэтому не научится давать отпор. Повышенный тон и выяснение отношений между родителями при ребенке необходимо полностью исключить. В напряженной обстановке тормозится психоэмоциональное и физическое развитие.

Психологи рекомендуют считаться с мнением ребенка в незначительных вопросах, предоставляя право выбора. Достаточно предложить малышу несколько вариантов завтрака или одежды для прогулки, чтобы развить самостоятельность и умение принимать решения. Это поможет обрести уверенность в себе и научит нести ответственность за свой выбор.

Занятия спортом

Твердость и решительность формируются в различных видах спорта, как и навыки взаимодействия в команде. Начать можно с утренней гимнастики или короткой пробежки, катания на лыжах или игры в мяч. Необязательно сразу выбирать секцию каратэ, бокса или смешанных единоборств. Любой спорт развивает выдержку и терпение, а физически сильного ребенка вряд ли кто-то рискнет обидеть.

Чрезмерная доброта

Многие мамы и папы принимают доброту ребенка за слабость, но хорошее отношение к другим помогает выстраивать гармоничные связи. Если малыш охотно делится игрушками, не дает сдачи и не вступает в конфликт – это свидетельствует о комфортной атмосфере в семье. Такого ребенка агрессия приводит в недоумение, а не раздражает или пугает. Психологи советуют родителям мягко нивелировать модель поведения, обращая внимание на ключевые моменты:

  1. Умение отвечать отказом. Наивный и добродушный ребенок способен стать выгодным объектом для преследования, если он не научится определять личные границы. В 5-6 лет дети понимают смысл слов «мое» и «чужое», поэтому формировать рамки можно немного раньше. Делиться нужно, если есть желание – специально заставлять не следует. «Дай мальчику поиграть машинкой», «угости девочку конфетой», «уступи место на качелях» – безобидные просьбы с последующей похвалой формируют неверное восприятие. Важно считаться с потребностями и желаниями ребенка. Добрым быть хорошо, но нельзя позволять окружающим этим пользоваться. Мальчики и девочки должны уметь говорить «нет», если не хотят что-то делать.
  2. Диалог вместо потасовки. Ударить обидчика – привычный способ решения конфликта, но не всегда удачный. Из любой ситуации можно найти мирный выход, договорившись с другим. Если родители учат сразу реагировать агрессивно, они лишают ребенка возможности научиться вести диалог. Обижать драчуна перестанут, но и дружить с ним никто не захочет.
  3. Прием «рука-туловище». Обидчика можно попытаться остановить словом. На первом этапе ребенку нужно сказать: «Мне не нравится, пожалуйста, прекрати». На втором этапе следует проявить строгость: «Хватит!». На третьем необходимо выставить руку ладонью вперед, коснувшись туловища обидчика и обозначив личные границы.

По мнению психологов, конфликт нейтрализуется на втором шаге, если ребенок говорит смело и уверенно. Интонацию и развитие ситуации желательно отрепетировать дома.

Поэтапная реакция на агрессию

Если обидчик ударил первым, ребенку нужно описать свои ощущения: «Мне больно. Зачем ты так поступил?». Разговор обезоруживает нападающего, целью которого обычно является банальная потасовка. На детей-задир вопросы и объяснения могут не подействовать, поэтому следует предупредить: «Если будешь обижать, я перестану с тобой дружить (расскажу взрослым)». Последний этап – реализация «угрозы». Важно, чтобы рядом были взрослые, умеющие грамотно решать конфликтные ситуации.

Грамотный ответ на дразнилки

Абсолютно все проходили такой неприятный период общения, как провокации. Если начать драку первым, виновника обязательно накажут, а в дразнилках даже некоторые взрослые не видят ничего страшного. Когда кто-то начинает обзываться, кривляться, коверкать имя или фамилию, лучшей реакцией психологи называют игнорирование. Безразличие – самое эффективное оружие против задиры, который быстро отстанет от ребенка, переключившись на новую «жертву».

Кардинальные меры

Иногда достаточно сменить детский сад, школу или класс, чтобы травля прекратилась. К такому методу решения проблемы психологи советуют прибегать, когда другие уже испробованы и не подействовали.

В жизни периодически будут попадаться обидчики и провокаторы, но от всех убежать невозможно. Если ситуация достигла критической отметки, следует подключить дирекцию дошкольного или учебного заведения.

Согласно действующему законодательству, администрация несет ответственность не только за физическое здоровье ребенка, но и за его эмоциональное состояние.

Воспитатели и педагоги обязан обеспечивать комфортный психологический климат в группе или классе, не позволяя одним детям обижать других. Если администрация не идет на контакт или занимает нейтральное положение, придется сменить учебное заведение. Ведь от душевного равновесия ребенка в детстве зависит его успешность во взрослой жизни.

Статья обновлена: 20.09.2019

Источник: https://motivacii-net.ru/kak-nauchit-rebenka-postojat-za-sebja-sovety-specialistov/

Словами или кулаками? Как научить ребёнка постоять за себя — Телеканал «О!»

Иногда дети сталкиваются с агрессией со стороны других ребят, но не все могут дать сдачи своим обидчикам, да и кулаками мало что можно решить. Как воспитать смелого ребёнка, который сможет постоять за себя, не влезая в драку? Об этом «О!» рассказала кризисный психолог и мама Марина Дмитриева.

Марина Дмитриева, кризисный психолог и мама, основатель группы поддержки для мам «Родительские университеты»

Чаще всего родители задаются вопросом, как научить своего ребёнка постоять за себя, когда малыш начинает активно социализироваться, например, идёт в детский сад. Там он может столкнуться не только со спорами и ссорами из-за игрушек, но и с настоящей агрессией: бывает, что дети в группе кусаются и бьют друг друга. Так они учатся взаимодействовать между собой, а задача взрослых в этот момент заключается в том, чтобы научить детей решать конфликты мирным путём.

Как выйти из конфликта?

Что делать, когда ребёнок, вернувшись из детского сада, в слезах рассказывает о том, что его стукнули по голове машинкой или толкнули? Во-первых, принять его чувства, дать ему возможность их осознать и пережить.

Родители могут сказать ему: «Ты обижен из-за того, что он ударил тебя машинкой? Давай в следующий раз мы возьмём две игрушки, чтобы не было ссор и спора?» Во-вторых, необходимо поделиться советом и рассказать, как вести себя в похожей ситуации.

Ударять драчуна в ответ неправильно, потому что в этом случае ребёнок тоже станет обидчиком. Чтобы помочь своему малышу выйти из конфликтной ситуации, можно использовать этот план:

  1. Когда кто-то из ребят пытается обидеть ребёнка, он должен сказать, что ему это не нравится, так делать не нужно. Можно выставить руку вперёд, не подпуская обидчика ближе.

  2. Если малыша продолжают обижать, то он должен отойти в сторону и не играть некоторое время с драчуном.

  3. Предложите ребёнку рассказать о проблеме своему воспитателю.

  4. Если все предыдущие варианты были испробованы, но не помогли, тогда в конфликт могут вмешаться родители. Они могут поговорить с воспитателем группы и с родителями зачинщика ссоры.

Чтобы решить конфликт, не нужно учить детей драться, но стеснительным и неуверенным ребятам полезно посещать спортивные секции. Там помимо навыков борьбы они получат уверенность в том, что могут постоять за себя. И в большинстве случаев достаточно лишь только этого понимания. Задача родителей — найти хорошего тренера, который станет авторитетом у детей и будет воспитывать в них нравственные качества.

Как выстроить личные границы?

Отношения в семье формируют у ребёнка понимание себя и окружающего мира. Гиперопека и попустительский стиль воспитания родителей могут сформировать у него как агрессивность, так и беззащитность, тревожность.

В любом конфликте есть два типа участников: агрессоры и жертвы. Первые, как правило, находятся в сложной травмирующей семье. Они принимают агрессию как норму, потому что сами являются мишенью для унижений и физических наказаний или наблюдают за нездоровыми отношениями в семье. У них нет ценности себя, поэтому они могут толкать других ребят и обзывать их. Родители в таких семьях могут советовать детям, чтобы они отвечали своим обидчикам силой: «А ты тоже стукни!», «Дай ему сдачи!»

А дети-жертвы вырастают у родителей, которые со всех сторон их пытаются обезопасить. Часто они, чтобы уберечь своих детей от нежелательной ситуации, говорят: «Это не трогай!», «С тем мальчиком не дружи». И у тех, и у других нарушены личные границы, потому что они их не чувствуют.

Формирование этого понимания происходит в раннем детском возрасте. Чтобы ребёнок чувствовал свои границы, ему нужно в возрасте 4−5 лет рассказать о двух простых правилах: «Никто не имеет права тебя обзывать или обижать», «Ты можешь отказаться делать то, что тебе неприятно или не нравится».

Тогда ребёнок научится защищать себя и поймёт, что у него в любой ситуации есть право выбора.

Чтобы ребёнок вырос уверенным в себе, поощряйте и поддерживайте его начинания. Любите его, но не душите своей излишней заботливостью. Научите малыша не зацикливаться на негативных эмоциях, а обращать внимание на то, что в окружающем мире всегда есть что-то хорошее. Оптимисты притягивают к себе таких же позитивных людей.

Родители постоянно должны говорить малышу, что они его любят и всегда смогут защитить. Именно семья помогает стать ребёнку уверенным в себе, не бояться чужой агрессии, защищать границы своего тела и психики.

Анастасия Куратова

Источник: https://www.kanal-o.ru/news/11867

Шесть правил, которые научат ребенка постоять за себя

  • Рекомендации специалистов
  • 3-7 лет
  • 7-12 лет
  • подросток
  • драки

Отправляясь в магазин спортивных товаров, родители вместе с беговелами, велосипедами, роликовыми коньками и прочим спортинвентарем сметают с витрин комплекты защиты спины, колен, запястий и даже шлемы для своих активных детей.

В таких «доспехах» ребенок будет защищен от внешних факторов, которые при занятиях спортом смогут нанести физический вред. А как помочь ребенку научиться защищать свое «я»? «Я-Родитель» выделил правила, которые помогут укрепить в ребенке внутренний стержень и воспитать уверенность в себе.

Кстати, вполне возможно, что наши советы пригодятся и многим взрослым в общении с другими взрослыми.

Правило первое. Не бояться признавать свои ошибки и быть оптимистом!

Представим ужин в детском саду. Ваш ребёнок случайно роняет тарелку, и та вместе с морковной запеканкой летит на кафельный пол и разбивается с дребезгом.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  С какого возраста можно рисовать с ребенком

Как отреагирует малыш? Испугается, что воспитатель будет его ругать? Убежит с места происшествия или будет уверять, что это сделал не он? Научите своего ребёнка признавать свои ошибки, не прятаться от ответственности, но при этом не делать из произошедшего трагедии и во всём видеть лучшее! Растите оптимиста.

Ведь тарелки бьются на счастье! Никто не порезался – разве это не чудо? К малышу-оптимисту обязательно подтянется другой малыш, который и поделится своей морковной запеканкой. Ведь вместе есть гораздо веселее. И когда ребенок станет старше, умение нести ответственность за свои поступки и оптимизм будут всегда помогать ему отстаивать свое «я» и находить выходы из самых сложных жизненных ситуаций.

Правило второе. Не реагировать на попытки тебя унизить!

Разумеется, от дразнилок, кличек и обзываний еще никому не удавалось сбежать. Другой вопрос – как на них реагировать. Кого-то коверкание собственной фамилии или имени может довести до плача в школьном туалете, а кого-то может заставить улыбнуться. Научите своего ребёнка игнорировать дразнилки и самому не придумывать кличек другим людям, потому что у каждого есть имя.

Нужно просто усвоить эту истину, но не зацикливаться на ней. Если ребёнок начнёт каждому объяснять с трясущимися губами, что на самом деле «У меня есть имя!!!», это только раззадорит толпу. «Не реагировать или улыбнуться в ответ», — неожиданный, но приятный взгляд доморощенного оптимиста на обзывание.

Вы только представьте, как эта простая философия поможет ребенку в дальнейшем, когда люди будут говорить ему вещи куда более обидные, чем дразнилки в детском саду.

Правило третье. Не показывать страх.

Ребенок возвращается из школы. По дороге встречаются дети постарше и начинают угрожать. Никто не имеет права заставлять человека действовать против его воли, а также угрожать или причинять боль, — вот что обязательно должен усвоить ваш ребенок. Стоит объяснить ему, что себя нужно уметь защищать, правда, не всегда с помощью кулаков.

Нужно уметь найти в себе силы сгладить конфликт и не показать страха, даже если страшно так сильно, что дрожит голос. Держаться и вести уверенный диалог – вот, что самое важное. Ну а если не поможет, и обидчик начнет драку, то ваш ребенок должен уметь защитить себя. Научите его простым приемам самообороны. На всякий случай.

Если он будет знать, что сможет ответить на физический удар, то ему в таких ситуациях будет проще «бить» словами.

Правило четвертое. Уметь говорить «нет».

Сосед по парте просит вашего ребенка донести его портфель, и ребенок соглашается. Маша из параллельного класса постоянно клянчит конфеты, и ваш сын отдает ей все сладости, которые вы положили ему с собой. Конечно, отзывчивость и доброта – это хорошие качества, друзьям обязательно надо помогать и делиться с ними, но ребенку надо показать разницу между дружбой и манипуляцией.

Ребенка надо научить говорить «нет», если он не хочет что-либо делать. Иначе он, заодно со всеми, или просто по привычке во всем уступать приятелю не сможет сказать «нет», когда ему предложат «давай попробуй сигарету» или «иди, ударь этого мальчика». Научите малыша тому, что у него всегда есть выбор и не надо бояться отказываться от чего-либо.

Нужно быть добрым, но нельзя позволять другим пользоваться этой добротой.

Правило пятое. Не надо бояться просить о помощи.

У вашего ребенка не получается сделать поделку из пластилина, и, устав бороться с неподатливым материалом, он оставляет затею и больше к ней не возвращается. Просить о помощи взрослых – стыдно, ведь он и сам уже большой, а сверстники могут застыдить, потому что у них все получилось. Научите вашего ребенка не стыдиться того, что он чего-то не умеет, и просить о помощи.

Но просить о помощи — не значит переваливать все на других. Пусть ему покажут, как правильно держать пластилин в ладонях или вылепят одну из деталей, ну а с остальным он уже справится сам. Таким образом, ребенок почувствует, что он тоже может и умеет и не будет комплексовать из-за неудач.

И если сегодня вы научите его правильно просить о помощи в таких мелочах, то завтра это поможет ему справляться с гораздо более сложными жизненными задачами.

Правило шестое. Привить любовь к спорту.

Вернёмся в тот же спортивный магазин, с которого всё началось. Помните о том, что утренняя пробежка вместе с мамой, зимние прогулки на лыжах с папой или серьёзное увлечение плаванием помогут в формировании уверенности в себе. Заражайте ребёнка любовью к спорту. Это хорошо и для вас, и для него.

Спорт развивает терпение и выдержку, мотивирует на достижение цели в соревнованиях и обязательно приведёт к победе. Ребенок, который испытывал вкус побед в спортивных состязаниях, будет побеждать по жизни и уж совершенно точно всегда сможет постоять за себя в трудных ситуациях.

Кроме того, физически сильного ребенка непросто обидеть, унизить или заставить что-то сделать помимо его воли.

Тип темперамента вашего ребенка

Данный тест позволит получить представление о преобладающем типе темперамента вашего ребенка. Ведь разница в темпераментах между родителями и детьми может привести к глубоким конфликтам, если вовремя не осознать, в чем проблема.

Пройти тест

Источник: https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/shest-pravil-kotorye-nauchat-rebenka-postoyat-za-sebya/

Как научить ребенка постоять за себя

sh: 1: —format=html: not found

Первые игры в компании сверстников часто сопровождаются слезами – кто-то толкнул, отобрал игрушку, сломал куличик, не уступил качели – и вы торопитесь на помощь малышу. Но ведь вы не всегда будете рядом с ребенком. 

Напористый и драчливый ребенок часто  становится у мам и пап объектом гордости. «Настоящий лидер растет! Себя в обиду не даст!» – с восхищением говорят они. А спокойный, бесконфликтный, уступчивый малыш вызывает у родителей разочарование и беспокойство: «Как он будет жить? В нашем мире нужно быть сильным и предприимчивым, уметь защищаться и нападать!».

Как научить ребенка постоять за себя? И действительно ли агрессия помогает стать успешным?

Ребенок-тихоня

Далеко не все дети успешно усваивают уроки самообороны. Многие сильно зажимаются, поскольку не могут преодолеть страха и к тому же боятся вызвать неудовольство и раздражение папы.

А потому предпочитают скрывать свои переживания, поменьше жаловаться на обидчиков, а в итоге перестают доверять родителям, отчуждаются от них. Это порождает еще большие проблемы, ведь, теряя опору взрослых, ребенок ощущает беззащитность.

А если он еще и по характеру несмел, страх перед окружающим миром может стать паническим. В таком случае психолог для ребенка просто необходим. 

Ребенок-драчун 

Детям, привыкшим по малейшему поводу кидаться на обидчиков с кулаками, бывает трудно ужиться в коллективе.  Репутация драчуна еще никому не помогала заводить крепкую дружбу. В младшем возрасте такого ребенка будут сторониться родители других детей, будут уводить малышей из его общества. В школе ребенку-драчуну обеспечены проблемы с учителями и поучительные беседы с директором. И уж совсем молчим о том, что будет, если привычка решать проблемы кулаками, сохранится и ко взрослой жизни.

1. Недостаток внимания и ласки может привести к значительным проблемам не только во взаимоотношениях с ребенком, но и в его дальнейшем психическом развитии. Детский психолог на консультации подскажет, как решить эти и многие другие трудности в воспитании ребенка.

2. Для нормального развития ребенку совершенно необходимо верить, что мир добр. Да, в нем могут встречаться вкрапления зла, но редкие и непременно побеждаемые добром. Познакомьте детей с книгами и мультфильмами, где добро всегда побеждает, а поступки главных героев учат хорошему. 

Развитие положительных черт характера и основы поведения проходит при помощи игры и надежно усваивается ребенком. Можно придумать историю, где ваш малыш – главный герой и помогает слабым. Тогда малыш и в жизненных ситуациях будет стараться вести себя, как и его герой. Он сам поймет, где добро, а где зло, и даже расскажет вам об этом.

3. Отношение родителей к тому, что его ребенка обижают, часто бывает слишком драматичным, тогда как сам ребенок незначительные обиды быстро забывает. А если родители заостряют внимание на таких мелких обидах, то даже простые детские выяснения отношений приобретают иной статус и могут причинить огромный вред психики ребенка. 

4. Необходимо проанализировать, не является ли сам ребенок причиной возникновения постоянных конфликтов. Если ребенок по характеру «задира», стоит обратить внимания на доброжелательные отношения, учить не завидовать, не обзывать других и т.д. 

5. Если ссора или драка происходит у вас на глазах, очень важно соблюдать границу. Не вмешиваться до последнего, позволяя ребенку уладить конфликт. Но дать малышу уверенность надежного тыла. Поэтому даже если ребенок играет самостоятельно, наблюдайте за ним, чтобы всегда понимать, что происходит.

6. Со стороны родителей не стоит очень концентрировать внимание на мелких обидах, так как детские игры сплошь и рядом связаны с толчками и поддразниваниями. Дети могут поругаться, а через пять минут быть лучшими друзьями. Когда же на обиде фиксируются взрослые, она приобретает качественно иной статус, как бы получает официальное признание.

7. Посоветуйте папе не учить ребенка драться, а освоить с ним вместе технику освобождения от захвата. Дайте папе задание поговорить с ребенком о трусости и храбрости, когда нужно вступать в драку, а когда ее лучше избежать. Обсудите принцип восточных боевых искусств: «лучшая битва та, которая не состоялась».

8. Если ребенку досаждают словесные обиды – придумывайте вместе оригинальные ответы. Совсем не обязательно, чтобы малыш потом сообщал их сопернику. То, что вы вместе посмеетесь над его обидчиком, в большинстве случаев будет достаточным утешением.

9. Психологи и педагоги рекомендуют родителям реагировать на каждое проявление агрессии ребенка, чтобы сразу дать понять недопустимость физического метода решения конфликтов. При этом реакция взрослых должна быть одинаковой: если мама обижается, бабушка ругается, а папа смеется, то малыш просто не поймет, как себя вести. 

10. Ни в коем случае не оставляйте ребенка беззащитным и тем более не высмеивайте его из-за того, что он не может постоять за себя сам! Ведь ему не хочется чувствовать себя слабаком и трусом. 
 

Если проблема зашла слишком далеко, необходимо обратиться за помощью психолога в психологический центр, Опытный специалист подскажет, как наладить общий язык с ребенком и изменить привычное поведение.

Подготовила Марьяна Чорновил

Источник: https://vseodetyah.com/article.html?id=1795&menu=parent

6 идей папы, как научить мальчика постоять за себя

Фрагмент картины Франсиско Гойя

Я не верю в абсолютную истину в вопросах воспитания. Поэтому не претендую на формулирование «правил». Это лишь идеи, которые кому-то могут быть полезны.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

1. Учить должен мужчина

В идеале, конечно, отец. Нет отца — дедушка, крёстный, дядя, друг семьи, тренер, наконец. Задача мужчины: предложить ребёнку систему реакций и действий в конфликтных ситуациях. Научить, как избегать их и выходить из них с наименьшим ущербом. Женщины порой думают, что мужики — сплошь безголовые агрессоры, при первой возможности пускающие в ход кулаки. И этот алгоритм они заложат и в ребёнка. Основания для таких опасений есть. Но послушайте другую сторону.

Нормальный взрослый мужчина — тёртый калач, это про него поговорка «за одного битого двух небитых дают». Мы, мужики, прекрасно знаем, что лучшее оружие в драке — сильные ноги. Не в смысле вертушку а-ля Брюс Ли пробить, а чтобы быстро убежать.

Мы, дети советских улиц, знаем, как ценно умение разруливать проблемы «базаром», это умение ковалось не одним поколением.

Мы как раз понимаем силу слова, которое, будучи правильно применено, спасало от избиения толпой с соседнего района.

Это примерно то же, что в диалоге Малыша и мамы в «Карлсоне»: «мирно можно договориться о чём угодно». Но это практическое знание.

Мальчик извлечёт из рассказов отца о стычках с одноклассниками больше навыков переговорщика, чем из абстрактных рассуждений о гуманизме

2. Эта идея для мам. Не сваливайте всё полностью на мужчину

Ваш женский взгляд на разрешение конфликтов тоже очень нужен ребёнку. Тут нет противоречия с первым пунктом. Пусть это будет мужская зона ответственности, но в ней предусмотрено ваше участие. Обсуждайте каждую конкретную ситуацию, предлагайте свои варианты. Мужчины любят простые и быстрые решения, но они не всегда работают. Вот случай из опыта моих знакомых. В частном садике с разновозрастными детьми их сын столкнулся с задирой, который был самым старшим и самым авторитетным.

Двоих своих друзей он тоже настроил против жертвы — и втроём они принялись его усердно доставать. Жёсткий троллинг продолжался, нарастая, несколько месяцев. Воспитатели говорили, что виноваты обе стороны. Родители драчуна заявляли, что у них — золотой ребёнок. Призыв дать обидчику «в бубен» не помог — силы были неравны. Мама предложила изучить, как происходят конфликты. Тихонько наблюдали за детьми в саду на прогулках.

Увидели, что их сын сам даёт повод — он, активный и импульсивный, слишком навязчиво хочет войти в контакт со своими мучителями. Решили подружить мальчишек. Придумывали вместе игры, которые могут заинтересовать «троллей». Воспитатели участвовали в процессе, аккуратно сводили ребят в одну команду в эстафетах. Не сразу, но дело сдвинулось с мертвой точки. Бывшие враги подружились.

Так вот, я сильно сомневаюсь, что такая титаническая и кропотливая работа под силу только папе, даже самому вдумчивому. Я бы точно не смог. Родители действовали в связке — и решили проблему.

3. Не учите ребёнка давать сдачи

Уберите вообще этот оборот из своей речи и своих мыслей. Пусть сама логика «ударом на удар» отсутствует в понятийном аппарате ребёнка. Используйте вместо неё — «защити себя и наладь контакт». Прошу сразу не закрывать мой текст тех, кто считает, что око — за око, а вторую щёку пусть лохи подставляют.

Дойдите хотя бы до следующего пункта — поймёте, что я сам ни фига не пацифист и не толстовец.

Просто, когда вы вдалбливаете «дай сдачи!», вы закладываете безусловную программу. Она хороша своей простотой и, казалось бы, эффективностью. Но последствия могут быть печальны.

Ребёнок привыкнет немедленно отвечать ударом на удар, ему будет трудно находить гибкие выходы из ситуации. Он разучится договариваться, не успев научиться. Большинство детских споров с применением одной из сторон физической силы разумно решать, не доводя дело до потасовки. Вы лишаете ребёнка выбора своим «дай сдачи».

А захотят ли другие дети играть с тем, кто заряжает в нос по любому поводу? Может, сверстники и перестанут его обижать, но и любить точно не будут. Воспитатели наказывают драчунов, и это ожесточает их дополнительно.

Так вырастают волчата. И кому-то из родителей это даже нравится — мой-то крутой, его все боятся. Увы, гораздо чаще из таких детей получаются злые, но бессильные псы

4. Оставьте ребёнку возможность применить физическое воздействие

Да, есть ситуации, когда нужно ударить. И ребёнку надо понимать, что они есть. Я в этом убежден. Во втором пункте я привёл пример, как «дать в бубен» — не помогло. Так бывает. Обратных примеров, когда травля заканчивалась, едва «бубен» обидчика слегка зазвенел, гораздо больше. Итак, смысл в том, чтобы избегать крайностей. Не требовать от ребёнка давать сдачи, но и не лишать его права на физическую самозащиту.

И тут самое сложное, на мой взгляд, научить различать, когда это право может включиться. Ограничений хватает. Никогда нельзя бить первым (для уличной драки подростков это сомнительное правило, но для малышей — абсолютное). Никогда нельзя бить девочек, а также тех, кто младше или слабее тебя.

Доступна такая дифференциация для ситуативной мыслительной работы четырёх-, пятилетнего человека? По моему опыту, да.

Но это надо прям методично вкладывать, как вежливые слова или правила поведения на улице.

5. «Ручка» на третий раз

Своему пятилетнему сыну Васе я предложил такую модель поведения. Если тебя обижают, отнимают игрушку, щипают, стукают, нужно спокойно сказать, по возможности, глядя в глаза: «Мне это не нравится. Перестань, пожалуйста». Обычно этого достаточно, на самом деле. Не помогло — добавь жёсткости, скажи уже очень строго: «Слышь, хватит!».

На третьей стадии сын побывал пока всего один раз. Я же говорю: договариваться — это разумно и правильно. Если всё-таки не удалось, переходим к физическому воздействию. Аккуратному. Мы с Василием любим регби, у регбистов есть защитный приём — «ручка». Рука с открытой ладонью резко вытягивается в грудь или плечо соперника, отстраняя его. Сын выставил «ручку», его обидчику не было больно, но он всё понял и отстал.

6. Смотрите на вещи проще

Зачастую в том, что пацаны толкаются и мутузят друг друга, нет ничего страшного. Это просто их способ коммуникации и самоутверждения. В таких тумаках нет агрессии, просто мальчишки есть мальчишки. Это нормально. И даже хорошо.

Источник: https://mel.fm/blog/aleksey-mashegov/64293-6-idey-papy-kak-nauchit-malchika-postoyat-za-sebya

Как научить стоять за себя: советы психолога о том, как обучить ребенка давать сдачу в школе и причины конфликтных ситуаций у детей раннего возраста

Многим родителям интересно, как научить ребенка постоять за себя, находить общий язык со сверстниками, а в ситуации конфликта защищаться. Тема актуальная, и психологи дают полезные рекомендации.

Очень часто способы поведения в разных конфликтах мальчик или девочка приносит в детский садик из дома. Домашние ссоры и неурядицы часто переносятся в группу, где кроха начинает конфликт с одногруппниками и обижает их.

Как обучить ребёнка стоять за себя

Обида выражается по-разному: рукоприкладством и словами. Поэтому мама и папа должны говорить с ребенком, объяснить, какой тип самозащиты он может применить при конфликтной ситуации. Выбор зависит от ситуации, в которой оказался ребенок.

К сведению! Дать сдачи не означает ударить. Однако если проблема не решается, малыш не должен боятся защитить себя даже силой.

Причины конфликтных ситуаций

Прежде, чем приучить малыша давать отпор, обучить уверенности в себе, важно понять, насколько это действительно нужно.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  26 размер на какой возраст

Опыт психологов показывает, что бесхребетностью малыша обычно недовольны те взрослые, которые и сами в детские годы не могли дать отпор агрессорам.

Важно найти причину ситуации: надо ли убеждать родное чадо в зависимости обид и физзащиты, если он просто отдал куклы, машинки, а сам копается одним совком, или если во время активной игры его постоянно отпихивают.

Возможно, малышу просто хочется поделиться или ему не нравятся шумные, подвижные игры.

К сведению! Если же понятно, что ребёнка обижают, он срочно нуждается в помощи и ему надо обязательно развивать уверенность, то нельзя игнорировать определенные правила. Необходимо приучать к силе духа.

Отношения в семье, как модель поведения

Важно присмотреться, не очень ли часто сын или дочь бывают наказаны. Нельзя систематически сравнивать ребенка с другими, демонстрируя, что он отличается, что другие лучше, красивее, сильнее, умнее. Это негативно скажется на самооценке и усугубит ситуацию.

Надо говорить с родным чадом, научиться доверию и открыто обсуждать проблемы. Когда дома, напротив, гиперопекают ребенка, оберегают от проблем, то это спровоцирует мягкотелость, малыш будет застенчивым, робким и неконфликтным. Кроха просто не поймет, как себя вести, дать сдачи, стоять за себя и защититься при агрессии других детей, его это не испугает, а удивит.

К сведению! Любовь и добро дома – это хорошо, но ограничивать общение крохи из-за мнимых нападок неправильно. Ребенок должен знать о разных ситуациях, негативных, позитивных и уметь защищать себя.

Как признавать свои ошибки и решать конфликты

Важно учить малыша признавать вину, осознавать ошибки и держать ответ за действия. Необходимо донести до крохи, что, если никто не страдает, все можно исправить.

Если же ребенок совершил поступок специально, то важно объяснить, что он ошибся, и рассказать, какие могут быть последствия.

Когда малыш обучится принимать неправоту, его самооценка возрастет, и в будущем проще будет решать раздор со сверстниками в детсаду и на улице.

Отношения со сверстниками

Главное условие успеха — растить оптимистически настроенного человека. Ведь «посуда бьется на счастье». Никто не разбил нос – и чудесно. К оптимисту обязательно притянется другой позитивно настроенный, который и поделится игрушкой. Ведь совместная игра интереснее.

К сведению! Когда ребёнок станет постарше, умение отвечать за свои поступки и оптимизм будут помощниками в отстаивании личной позиции и поможет находить выходы из сложнейших проблем.

Как правильно реагировать на дразнилки и оскорбления

От дразнилок, прозвищ и обидных кличек еще мало кому удавалось убежать. Обижаться на это или нет — важный вопрос. Одних коверканье своей фамилии или имени может довести до слез, а кого-то даже развеселит.

Надо обучить кроху не обращать внимание на обзывание и самому не давать прозвищ другим, потому что у каждого свое хорошее индивидуальное имя. Важно просто усвоить этот момент.

Как ребёнку постоять за себя

Бывает, малыш первый год в школе и, придя домой, по дороге его задирают сверстники, угрожают, нарываются на драку. Никто не может заставить человека идти против воли, а также бить, унижать, вот что важно донести до родного чада. Надо дать понять, что самозащита возможна не только кулаками, совсем не обязательно бить и драться.

Необходимо суметь найти в себе силы урегулировать раздор и не показать, что боишься, даже если страшно до ужаса. Не терять самообладания в диалоге – вот, что играет роль. Однако когда слова не помогают, обидчик дерется, надо уметь дать сдачу.

На заметку! Надо обучить сына или дочь базовым приёмам самообороны. Также важно объяснить, что один в поле не воин, когда напала толпа, правильно ретироваться.

Неблагополучный коллектив

Если малыш регулярно попадает в конфликты, возможно, он попал в дурную компанию. Не надо запрещать общение с «мнимыми» друзьями, чтобы не спровоцировать внутренний протест, данный способ — ошибка.

Лучше познакомить с другими ребятами. Сходить в гости, записать на кружок или секцию. Там ребенок найдет сверстников и поймет, кто лучше, сравнив.

К сведению. Флегматичные дети не всегда становятся объектом нападок, даже в детском саду уважают уверенных и смелых. Важно показать себя в коллективе, не бояться.

Наблюдение и выявление агрессора

Необходимо посмотреть за ситуацией, насколько это возможно. Понять, не свой ли отпрыск провоцирует конфликты и драки. Может, именно он — задира и провокатор, а другие защищаются, хоть и жестоко. Если это так, надо не бояться объяснить, что он вызывает негатив у других, рассказать, как правильно себя вести.

Не боятся просить помощи

С малых лет чаду надо дать понять, что попросить помощь взрослых, не стыдно. Важно, растить ребенка уверенным в себе, пусть ощущает поддержку. Тогда малыш не испугается и не застесняется просить о помощи маму, папу, друга.

Почему малыш не противостоит конфликту

Иногда, приходя из детсада, малыш часто начинает жалобы, что его обещали обидеть или уже обидели. Прежде, чем защищать, надо выяснить, почему возникли разногласия, и по возможности устранить первопричины. А спровоцировать ситуацию может низкая самооценка.

Может, малыш неопрятный, не умыт или в грязных вещах, что вызывает издевки сверстников. Возможно, смешно подстрижен, нелепо одет. Также гнев одногруппников может вызвать ябеда. Дети не любят таких и будут мстить.

Мама должна объяснить, что сдавать своих плохо, в любом случае.

Как научить ребенка давать сдачи: надо ли

Иногда родители преувеличивают. Двигаемые своими внутренними опасениями и гневом, они во всём наблюдают унижение малыша. Дети – проще. Сейчас подрались, через 5 минут играют дружно.

Далеко не каждая проблема требует серьезного разбирательства. Но, акцентируясь на обиде, взрослые только заостряют внимание на пустяках и так наносят вред ребёнку, выращивая эгоизм.

Детей, только и думающих, как отстоять свое достоинство, не любят в социуме.

Стоит ли учить ребенка агрессивному типу поведения

Если дочку или сына систематически обижают, надо задуматься над тем, как научить ребенка дать сдачи, поговорить с воспитателем или педагогом и постараться прояснить ситуацию. Встреча с родителями обидчиков обязательна. Не скандал в присутствии детей, а спокойная беседа, чтобы найти выход. Это не принесет вред.

К сведению! Малыш бы не жаловался, если бы мог защититься.

Пока ребёнок мал – долг родителей обезопасить и дать защиту. Ребенок должен знать, что родитель рядом и поможет в любом случае. Только тогда кроха ощутит уверенность и обучится давать сдачу.

Победа над страхом

Когда родитель безустанно твердит о «жестоком», ребенок ощущает себя все время напряженно. Не находя силы победить врага, он чувствует в душе страх и агрессию. Кроху надо учить доброте. Да, в нём встречается иногда зло, но добро в результате торжествует.

Как воспитать в ребенке смелость

Необходимо объяснит малышу, как и когда следует реагировать на обидные слова, действия. Однако если дочь или сына унизили дома, не стоит ждать адекватной реакции на такую провокацию в детсаду или школе.

К сведению. Малыш не должен бояться дать отпор. То есть запрещается наказывать за применение силы, если это было правильно, иначе в другой ситуации он испугается ответить.

Источник: https://ds10-lazorik.ru/kak-nauchit/opisanie-togo-kak-nauchit-stoyat-za-sebya.html

Как научить ребенка постоять за себя и давать сдачи — Сайт о доме и семье

У родителей дошкольников и даже школьников нередко возникает вопрос, как научить ребенка постоять за себя.

Как это сделать, расскажут психологи.

Что делать, если ребенок грызет ногти? Узнайте об этом из нашей статьи.

Психология и причины

  • Почему ребенок не может дать сдачи?
  • Взрослые, часто сами того не осознавая, формируют у ребенка различные комплексы и страхи.
  • Стараясь воспитать в малыше правильность и вежливость, мы иногда забываем про то, что нужно уметь постоять за себя.
  • Мама говорит: драться плохо, и, усваивая это, ребенок не может дать сдачи.

Пример. У ребенка в песочнице пытаются отнять игрушку.

Малыш сопротивляется, не желая отдавать свое, но бабушка произносит: отдай, тебе что жалко? С каждой подобной ситуацией ребенок учится тому, что не надо бороться за свое. Вроде бы взрослые хотели, как лучше, а получилось наоборот.

Пример другой. Родители малыша очень деспотичные, ребенка воспитывают в жестких условиях. Ему не дают выражать собственное мнение, постоянно критикуют, принижают.

В итоге воспитывается заниженная самооценка. Ребенок боится быть сильным не только перед взрослыми, но и своими сверстниками. Страх наказания воспитывает в нем чувство неуверенности.

Если малыш по своей природе имеет слабую нервную систему, проблемы со здоровьем, то ему сложнее справляться с трудностями внешнего мира. Усугубляет проблему излишняя опека.

Взрослые хотят оградить от трудностей, а на самом деле не дают возможность ребенку научиться справляться с внешними воздействиями, сложными ситуациями.

Возникает реакция ухода от проблем.

Когда ребенка обижают сверстники, первая реакция мамы — спасти его. Но на самом деле он вполне способен постоять за себя.

А если его всегда будут защищать взрослые, это может вызвать насмешки со стороны других детей, что также бьет по самооценке ребенка. Правильное воспитание — целая наука, и родителям стоит осторожно выбирать методы воздействия.

  1. Критика и обвинения со стороны родителей также негативно влияют на самооценку ребенка.
  2. Его победили в драке — вместо того, чтобы поддержать и рассказать, как правильно действовать, родители ругаются — трус, слабак, тем самым провоцируя формирование неуверенности в себе и ощущения, что он ни на что не способен.
  3. Для маленьких детей родители — авторитет, и все, что они говорят, — истина, поэтому так важны позитивные высказывания в сторону детей.

Что делать, если малыш не способен постоять за себя?

  • Для начала нельзя его ругать.
  • Если у ребенка заниженная самооценка, необходимо найти способ повысить его уверенность в себе.
  • Критика и обвинения приведут к противоположному результату — малыш станет еще слабее, появится множество комплексов и страхов, он будет избегать конфликтов и не сможет защитить себя.

Однако вовсе не значит, что нужно непременно учить кидаться на обидчика с кулаками, не разобравшись в ситуации. Пусть ребенок еще маленький, то ему полезно развивать навыки самоконтроля.

Задача родителей — воспитать сильную, самодостаточную личность, способную различать нападение без причины и вынужденную защиту.

Дети невероятно восприимчивы к тому, что им внушают. Поэтому родителям приходится быть осторожными с методами воспитания.

Трудно бывает постоять за себя детям необщительным, поэтому важно уделять внимание правильной социализации. Если ребенок не ходит в детский сад, водите его в группы развития, кружки, где он будет контактировать с другими детьми, учиться сотрудничеству.

В некоторых коллективах возникает нездоровая среда. Происходит это по причине, когда взрослые не уделяют достаточное внимание налаживанию благоприятной атмосферы внутри группы.

  1. В этом случае правильным решением может быть перевод ребенка в другое учреждение.
  2. Выбирайте сад, где учитывается индивидуальность детей, где к каждому ребенку ищут индивидуальный подход.
  3. Если он сидит один в углу и не играет, грамотные воспитатели найдут причину и сделают все, чтобы дошкольники вошел в коллектив и научился общаться со сверстниками.

Нередко агрессивное поведение провоцируют сами родители. В каждой группе есть ребенок с проблемным воспитанием.

Обратите внимание воспитателя и психолога на его поведение, пусть они обсудят это с его родителями.

Как научить чадо давать сдачу?

Что делать, если на вашего сына или дочь нападают, а он не отвечает:

  1. Прививать осознание себя полноценной личностью. Ребенок должен понимать, что он сильный и его нельзя обижать.
  2. Учить его защищать свои интересы: когда его оскорбляют; пытаются бить, щипать, оказывать любое физическое воздействие; когда отнимают принадлежащие ему вещи; в случаях, когда оскорбляют родителей и семью; унижают; заставляют делать то, что он не хочет; пытаются склонить к противоправным поступкам.
  3. Обсудить с ребенком проблемы с обидчиком: по какой причине происходит конкретная ситуация, как ведут себя дети, что говорят, почему он боится дать сдачи. Рассказать, как правильно это делать, как рассчитывать свои силы, чтобы не причинить значительного вреда, но при этом остаться в выигрыше.
  4. Нелишним будет обучение приемам самообороны.
  5. Узнайте, не провоцирует ли ребенок сам ссоры. Возможно, более сильные обидчики сами были вынуждены защищаться.
  6. Должно быть правило — нельзя брать чужие вещи без разрешения и вместе с тем не допускать, чтобы кто-то брал твои вещи без твоего согласия.

Обязательно поговорите с воспитателем. Узнайте, по какой причине допускается воздействие на ребенка со стороны сверстников.

Если вы сменили сад или школу, а травля продолжается, значит, дело не в окружении, а самом ребенке.

Понаблюдайте, как он общается со сверстниками, расспросите учителей о его поведении, каким образом он провоцирует других ребят. Проведите с ним беседу, обратите его внимание на то, как он себя ведет и что именно его поведение провоцирует конфликты.

Детей с комплексом жертвы заметно, как правило, сразу.

У них опущенные плечи и голова, словно они желают спрятаться, они стараются отводить взгляд, потому что не любят зрительного контакта.

Их голос тихий, монотонный, речь неуверенная, им сложно сразу ответить на обращенные к ним фразы. Они могут плакать, убегать, жаловаться воспитателям. Если вы видите, что у ребенка наблюдаются признаки жертвы, начинайте работать над его поведением.

Важно: не допустима критика, обвинения, насмешки. Родители должны сделать все возможное, чтобы повысить самооценку.

Предложите ребенку расправить плечи, обратите его внимание, что в таком состоянии он чувствует себя более сильным. Найдите ему хобби, которое поможет ему обрести уверенность и повысить самооценку из-за своих достижений.

Важна родительская поддержка. Дети, которые воспитываются в авторитарном стиле, не умеют ничего решать самостоятельно. У них возникают такие черты личности как подавленность, безынициативность, враждебность, отсутствие самоконтроля.

Следствием гиперопеки становится инфантилизм, зависимость, неуверенность, пассивность. Именно поэтому родителям следует обратить внимания на то, какие методы воспитания и воздействия они используют.

Советы психолога родителям

Как научить ребенка постоять за себя в школе?

С детства надо приучать ребенка быть лидером. Это не значит, что все вопросы решаются кулаками.

Лидер способен повернуть ситуацию в свою сторону, используя всего лишь слова. Но если дело доходит до физического воздействия, ребенок должен уметь постоять за себя.

  1. Учите ребенка быть объективным — уметь оценивать ситуацию и выбирать — применять ли физическое воздействие в ответ на обиды.
  2. Учить не быть жертвой. Школьник вполне уже способен понять, что такое психология жертвы.
  3. Учтите, что дети копируют поведение родителей, в том числе в решении спорных вопросов.

    Станьте для сына или дочери положительным примером, научите не уходить от конфликта и прятаться, а решать его в вашу пользу.

  4. Если ребенок физически слаб, его бьют, он проигрывает в драках, отведите его в спортивную секцию. Спорт сам по себе повышает самооценку, а занятия улучшат и физическую форму.
  5. Учите умению отказывать. Объясните ребенку, что он не обязан соглашаться на все предложения сверстников. Если он не хочет что-то делать, его не имеют права заставлять. Особенно это важно для того, чтобы школьник не попал в неблагонадежную компанию с криминальными наклонностями.
  6. Развитию положительной самооценки способствуют различные увлечения. Ребенок ощущает себя личностью, когда у него есть свое хобби. Учите его отстаивать свои интересы и увлечения, не бояться мнения окружающих.
  7. Упражняйтесь с ним в остроумии, пусть школьник учится отвечать и реагировать в сложных ситуациях. Проводите занятия в виде игры, устраивайте соревнования с другими детьми.
  8. Воспитывайте в ребенке веру в себя. Забудьте фразы: у тебя ничего не получится, ты ошибаешься, ты глупый, ты плохо учишься. Их не должно быть в вашей семье. Вместо этого говорите: ты сильный, ты справишься, я верю в тебя, посмотри, как у тебя хорошо получается.
  9. Нужны хорошие друзья. Проведите с ребенком беседу, что такое дружба, как выбирать друзей, за что их следует ценить, как избегать негативных личностей и почему с ними не стоит общаться.

    Учите школьника разбираться в людях, оценивать их положительные и отрицательные качества.

  10. Не реагировать на попытки унизить и не оправдываться. Если ребенку придумали кличку, пусть просто игнорирует ее, через некоторое время дети забудут. Если же он станет оправдываться, то кличка может остаться с ними надолго.
  11. Не показывать страх. Другие дети отлично чувствуют, когда их бояться. Страх — базовый инстинкт, он заставляет бежать и нападать на тех, кто боится.
  • Помните, что большинство детских проблем исходит из семьи.
  • Обратите внимание на методы воздействия, внутрисемейные отношения, и вы поймете, по какой причине у ребенка развивается заниженная самооценка.
  • Если не справляетесь самостоятельно, обратитесь к помощи психолога.
  • Как научить ребенка давать сдачи? Узнайте из видео:

Источник: https://club-licey.ru/kulinariya/kak-nauchit-rebenka-postoyat-za-sebya-i-davat-sdachi.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мамина жизнь
Когда ребенок перевернется головой вниз

Закрыть