Какой букварь лучше для ребенка

Как научить читать ребенка-аутиста — обучение чтению ребенка с аутизмом: советы от специалистов ABA

какой букварь лучше для ребенка

Ошибочным является мнение, что если ребенок не умеет говорить, то его нельзя научить читать. Многочисленные исследования доказывают, что часто невербальные или минимально вербальные дети с РАС (расстройство аутистического спектра) обладают высокой способностью к обучению чтения и могут читать. Сейчас существует несколько эффективных методик, которые полезно знать родителям для помощи и развития у своего ребенка необходимых в социуме навыков.

Стоит сразу оговорить, что быстро научить читать аутиста не получится. Зато правильный педагогический подход и упорство позволят вам через какое-то время увидеть поразительные результаты.

Методы обучения чтению детей с аутизмом

Букварь является первой и основной книгой в жизни каждого малыша, которая формирует предпосылки к осмысленному чтению. Интересным читательский процесс становится не сразу — сначала его привлекают только яркие сопроводительные картинки.

Классический букварь охватывает довольно большое количество тем (продукты питания, животные, кухонная утварь и др.).

Но даже при умелом комбинировании речевых и визуальных средств не всегда удается затронуть интересы аутичного ребенка, поскольку данная книга обычно не связана с его выборочными увлечениями (например, приключениями мультипликационных персонажей).

Разумеется, ориентироваться в обучении только на увлечения ребенка с расстройством аутистического спектра в корень неправильно. Это означало бы поощрение его патологий, а полученные навыки вряд ли бы удалось применить на практике в полной мере.

Именно поэтому специалисты настаивают на том, что обучение чтению аутичного ребенка должно базироваться на индивидуальном подходе и установлении связи с личным опытом малыша, его семьей и близкими. Оно может быть нескольких видов:

  • глобальным;
  • послоговым;
  • аналитико-синтетическим (или побуквенным).

При чередовании всех трех методов наблюдаются наилучшие результаты, поскольку у большинства аутичных детей зрительное восприятие преобладает над слуховым.

Многочисленные примеры показывают, что обучение проходит легче и быстрее, если родители также в нем участвуют. Освоить педагогические навыки, чтобы научить читать ребенка с аутизмом, несложно. Мы предлагаем пройти курсовое обучение и научиться на практике применять методы формирования и коррекции поведения, а также лучше понимать своего малыша. Регистрация на первый курс по ABA для родителей уже открыта.

Метод глобального чтения

Такой подход позволяет развить сенсорную (импрессивную) речь и мышление у особенных детей вплоть до овладения навыком произношения прочитанного. Суть данного метода заключается в том, чтобы научить особенного ребенка узнавать и читать слова полностью, а не выделять в них отдельные ассоциативные буквы.

Для этого (особенно в начале) следует ему предлагать названия хорошо знакомых предметов, процессов, действий. Такое обучение чтению детей с аутизмом лучше проводить после того, как у них устанавливается четкая взаимосвязь между предметом и его картинкой.

На занятиях с малышом проводятся следующие виды работ:

  • чтение автоматизированных энграмм;
  • чтение слов;
  • понимание письма;
  • чтение предложений.

Автоматизированными в процессе жизненного опыта энграммами (фрагментами прошлого запоминания) называют те слова и словосочетания, которые не нужно специально вспоминать, чтобы назвать.

Это, например, собственное имя, имя мамы и папы, адрес проживания, клички домашних животных и т.д.

Чтобы закрепить ассоциативную связь между словом и картинкой, хорошо подойдут семейные альбомы, где фотографии дополнены соответствующими подписями (например, мама Лариса, папа Сергей). Когда связь установлена, проводятся упражнения на тренировку памяти.

Чтобы научить особенного ребенка читать слова, нужно подобрать картинки по разным лексическим темам и сделать для них соответствующую подпись (транспорт, цветы, животные, мебель, игрушки, посуда, одежда, еда и др.). Лучше всего начать со слова, которое больше всего нравится малышу, например, игрушка. Далее формируют две таблички с разными игрушками, например, робот и пират. Родители сами подкладывают картинку в соответствующую таблицу, называя ее, затем это повторяет ребенок.

Чтение предложений сначала сводится к выбору одного персонажа, который выполняет действия — мышка сидит, мышка бежит, мышка ест. Чтобы научить малыша быстрее понимать письменные инструкции, лучше выбрать один глагол для составления предложений и разные существительные, например, покажи нос, покажи глаза, покажи ногу и т.д. Глобальное чтение для аутистов действительно результативное, главное, учитывать тематические предпочтения ребенка и соблюдать регулярность занятий.

Метод послогового чтения

Он позволяет составлять слова и читать по слогам. Сначала изучаются открытые слоги (согласная плюс гласная буква), затем закрытые (гласная плюс согласная буква).

Чтобы обучение чтению ребенку-аутисту было более понятным, лучше сначала подобрать одну согласную букву (п, например) и комбинировать ее со всеми гласными, чтобы получились карточки: па, по, пу, пе, пи, пя, пю, пэ, пы.

Затем подставляем другую согласную и далее по аналогичной схеме изучаем слоги. Форматы работы, которые включает данный метод:

  • чтение таблиц с открытыми слогами;
  • чтение таблиц с закрытыми слогами;
  • чтение слогов с разделенными буквами.

Для тренировки открытых слогов идеально подходят лото с парными изображениями. Ребенок берет маленькую карточку со слогом и перекладывает в соответствующую ячейку на большой доске. В этот момент педагог четко озвучивает слог, следя, чтобы ученик наблюдал за произношением. Закрытые слоги произносятся протяжно. Оптимально использовать пластиковые карточки из гласных и согласных букв, закрывая ими при чтении те, что написаны на бумаге.

Еще один эффективный слоговый способ обучения — чтение букв, расположенных на расстоянии до 15 см друг от друга. Между ними протягивается резинка, например. На ее конце завязывается узелок. Ребенок прижимает его к согласной букве, а свободный край тянет к гласной.

Пока он выполняет действие, учитель озвучивает согласный звук и как только малыш дотягивает до гласной, называет весь слог полностью, например, ллл-а, ннн-а, ссс-а.

Чтобы понять, как научить аутиста читать, нужно внимательно изучить представленные методики и при необходимости проконсультироваться со специалистом, который посредством поведенческого анализа выявит сильные стороны малыша.

Метод аналитико-синтетического чтения

Чтобы научить мальчика с аутизмом читать (или девочку) по данной методике, нужно составить разнообразную учебную программу, поскольку она требует большого количества упражнений. Поскольку ребенку с РАС может стать неинтересно от монотонных занятий, лучше заранее подготовить много дидактических пособий.

Какие виды работ используются при побуквенном подходе:

  • Начальные буквы названия картинок. Чтобы малыш научился определять первую букву определенного визуализированного слова (предмета), используют игровую форму обучения. Сначала учитель оказывает посильную помощь: берет в руку карточку с буквой, называет ее и показывает на картинку (например, держит букву “к” и показывает на картину с изображением кота). Далее буква передается ребенку в руки и дается подсказка, на какую картинку нужно положить букву. Цель занятий: научить ребенка-аутиста самостоятельно определять первую букву слова правильно.
  • Рыбалка гласных и согласных. Занятия также проводятся в игровой форме. Нужно подготовить небольшие бумажные буквы и степлером зафиксировать на каждой по 2-3 скрепки. Далее ребенок магнитом ловит букву, словно рыбку, а взрослый вслух четко проговаривает ее. Цель: расширить область произвольных действий малыша и научить его дольше фиксировать взгляд на конкретной букве.

Также используются и другие подходы в виде увлекательных игр. Они позволяют не только научить девочку с аутизмом читать, но и развить в ней другие коммуникативные навыки. Подробнее узнать о том, как научить аутиста читать, вы можете на наших курсах. Они разработаны с образовательной целью специально для родителей детей с РАС и начинающих специалистов.

Советы для развития грамотности у детей-аутистов

Методики обучения чтению детей с аутизмом действительно эффективны, но есть несколько важных нюансов, которые стоит знать, если вы хотите быстрее научить ребенка самостоятельному чтению:

  • Читайте малышу как можно больше. Это не только развивает речевые навыки, но и повышает грамотность в целом. Задавайте вопросы по прочитанному, переспрашивайте названия предметов, имена героев. Ребенок будет взаимодействовать с вами на том уровне, который ему доступен.
  • Не перегружайте. Важно делать паузы, давать возможность ребенку восстановить сенсорное равновесие. Частые перерывы — это хорошо, хоть и кажется на первый взгляд нелогичным. Так аутисты быстрее запоминают новую информацию и учатся эффективнее.
  • Обучайтесь в движении. Если ваш малыш крайне неусидчив и вы не знаете как научить читать ребенка аутиста, то обучайтесь в движении — во время катания на качелях, когда гуляете или идете в магазин. У многих детей с РАС концентрация внимания повышается именно во время движения.
  • Программы генерации речи. Как помочь ребенку-аутисту читать? Для этого созданы специальные устройства и программы. Они озвучивают написанный текст. Таким способом можно в разы повысить коммуникативные способности ребенка.

Дистанционные курсы по ABA для родителей — это возможность получить бесценные знания для общения с вашим малышом и практические навыки для его обучения чтению, письму, речи. Записаться на курсы вы можете в любое время.

Источник: https://aba-kurs.com/kak-nauchit-rebenka-s-autizmom-chitat/

В чём разница между букварём и азбукой, для чего нужен букварь и азбука, что это

какой букварь лучше для ребенка

В современном мире слово «азбука» используется довольно редко. Поэтому некоторые родители уже забыли его значение. Иногда их вводит в ступор необходимость приобрести для ребёнка азбуку, и вместо нужной вещи покупается букварь. Чтобы избежать путаницы, разграничим эти понятия.

Определение понятий

Азбука – это упорядоченная система буквенных знаков. Проще говоря, это набор букв, который мы привыкли называть алфавитом. В этих понятиях тоже есть разница, однако, она менее существенна.

Букварь – это пособие для обучения чтению, разработанное на основе азбуки. Это всем нам известная книга, по которой мы учились читать в первом классе. Чтобы лучше понять различия между рассматриваемыми понятиями, нужно разобраться в особенностях каждого.

Особенности азбуки

Для начала стоит сказать, что это пособие может быть в разном виде:

  • плакат;
  • книга;
  • кубики;
  • магниты и др.

Обычно это набор букв, сопровождающихся иллюстрациями. Это помогает задействовать зрительную и ассоциативную память. Алфавит – это просто набор упорядоченных букв, он может быть в виде таблицы или списка, и обычно не сопровождается иллюстрациями. Азбука же всегда сопровождается тематическими иллюстрациями.

Важно! Азбука обязательно сопровождается картинками.

Особенности букваря

Букварь – это учебное пособие, в этом и кроется его основная особенность. Так как он сделан на основе азбуки, то содержит её элементы. Но помимо иллюстрированных букв он содержит упражнения для обучения чтению.

На заметку! Азбука также может быть в виде книги, но при этом она не будет иметь упражнения для обучения чтению.

Сходства и различия

Чтобы не запутаться, и чтобы было легче определиться с выбором, разберём не только различия, но и сходства.

Сходства.

  1. Содержит алфавит. Оба пособия были разработаны на основе алфавита, и содержат его вариации.
  2. Тематические иллюстрации. Оба обучающих элемента содержат картинки, изображающие слова, начинающиеся с отображаемой буквы.

На этом сходства заканчиваются. Теперь о различиях азбуки (№1) и букваря (№2).

  1. Вид. Азбука может быть в виде книги, кубиков, магнитиков и много другого, а букварь только в виде книги.
  2. Упорядоченность алфавита. Азбука – это упорядоченная система знаков, то есть буквы в ней расположены как в алфавите – подряд. В букваре буквы располагаются по принципу лёгкости запоминания и частотности. Например, в пособии №2 за буквой А следует О, а не Б как в алфавите.
  3. Направленность. Пособие №1 предназначено для изучения букв, в то время как букварь направлен на обучение чтению.
  4. Дополнительные упражнения. Исходя из направленности, букварь содержит дополнительные упражнения на отработку навыков чтения, в №1 таких нет.
  5. Возраст. Пособие №1 разработано для детей дошкольного возраста, а №2 для младших школьников.

Что лучше выбрать для обучения ребёнка

Изучив сходства и различия, можно с лёгкостью ответить на вопрос, что же выбрать.

Так, если ваш ребёнок ходит в детский сад, и ему необходимо просто выучить буквы алфавита, покупайте азбуку. Если ребёнка нужно научить читать, купите букварь.

Источник: https://raznicynet.com/bez-rubriki/azbuka-i-bukvar-v-chem-raznica/

Как научить читать ребенка

какой букварь лучше для ребенка

Современные родители уделяют большое внимание развитию ребенка. Существуют методики, по которым обучают чтению уже в 1-2 года, однако большинство детских неврологов и педагогов считают, что это вредит детской психике.

Но школьные программы рассчитаны на то, что первоклассник уже читает по слогам Если родители не будут заниматься с чадом перед школой, это приведет к серьезному стрессу и плохим оценкам. Поэтому научить читать ребенка необходимо в дошкольном возрасте.

Но когда начинать и как заниматься с малышом, чтобы занятия вызывали интерес, а не скуку и обиду?

Детские неврологи рекомендуют начинать занятия с 5-6 лет, но встречаются детки, которые проявляют способности к чтению в 4 года. В этом случае можно начинать учиться раньше, если ребенок проявляет интерес к книгам.

Как понять, готов ли ребенок к обучению

Прежде чем приступить к занятиям, родителям нужно убедиться, что ребенок достаточно развит. Иначе обучение пойдет тяжело и принесет вред вместо пользы. На готовность малыша к знакомству с алфавитом указывают следующие признаки:

  1. Сформированная речь. Ребенок должен не просто произносить отдельные слова, а строить сложные предложения, уметь рассказывать о событиях;
  2. Отсутствие в речи грубых ошибок, правильное выговаривание звуков. Если с этим есть проблемы и ребенку больше 5 лет, лучше посетить логопеда перед началом занятий. Малыши более раннего возраста обычно сами исправляют ошибки в своей речи, но это верный признак, что заниматься еще рано;
  3. Развитая пространственная ориентация: ребенок может показать, где правая и левая сторона, верх и низ;
  4. Умение различать звуки в начале и конце слова. Эта способность называется фонематической памятью, она очень важна при чтении;
  5. Способность выстраивать логические и причинно-следственные связи.

Если ребенок проявляет интерес к книгам и обладает этими признаками, то можно смело приступать к занятиям. В 6 лет почти все детки уже способны учиться. Детей, посещающих садик, в старшей группе обучают грамоте. Но как быть, если малыш растет дома или не понимает, что объясняет воспитатель? Решение проблемы простое: прибегнуть к помощи репетитора или попробовать научить ребенка читать в домашних условиях.

Встречаются детки, которые и в 5-6 лет еще не готовы к чтению. Обычно проблема в том, что они не умеют в речи различать звуки. Помочь могут веселые игры, которые разовьют у малыша эту способность.

Развивающие игры

Для легкого освоения чтения необходимо чувство ритма, поэтому полезно прослушивание музыки. Под веселые мелодии ребенок может учиться танцевать, подпевать знакомые куплеты или играть. Музыка развивает слух на слова, который необходим для правильного чтения.

Для развития фонематического слуха ребенка знакомят со звуками и учат различать их. Педагоги рекомендуют использовать упрощенный вариант игры в города: ребенка просят назвать любое слово, начинающиеся со звука, на который заканчивается предыдущее. Или можно придумывать слова, начинающиеся на определенный звук.

Когда ребенок научится различать звуки в начале и конце слов, пора перейти к более сложной игре: взрослый медленно произносит слова, а ребенок должен в них найти определенный звук. Как только он его услышит, то оповещает об этом хлопком в ладоши или стуком. Это веселое упражнение нравится детям и учит их различать звуки, спрятанные в середине слов.

Игры эти будут полезны для любого ребенка в 4-5 лет. Когда у малыша все упражнения будут легко получаться, пора переходить к знакомству с алфавитом и к ответу на вопрос, как научить ребенка читать в 6 лет.

Как заниматься с ребенком правильно

До 6 лет ребенок не готов к продолжительным зрительным нагрузкам, ему трудно сидеть на одном месте и концентрировать внимание на чем-либо. Поэтому начинать занятия нужно с 5-10 минут и постепенно увеличивать время до получаса. Особенно важно соблюдать это правило, если ребенку 4-5 лет.

В процессе обучения важно не только научить чадо складывать буквы в слова, но и привить любовь к книгам и жажду познания нового. Занятия не должны восприниматься как скучная обязанность, иначе интерес к ним быстро пропадет и наступит время слез и упреков. Увлекательные уроки, наоборот, позволят развить любознательность и уважение к знаниям. Но как заинтересовать ребенка?

Во-первых, нельзя заставлять. Особенно это относится к детям до 6 лет. Ребенок должен заниматься добровольно. Родители должны с раннего детства прививать любовь к книгам: читать ребенку сказки, смотреть вместе картинки. Дети стремятся быть похожими на взрослых, поэтому ребенок, видящий читающую маму, захочет попробовать и сам.

Самый распространенный способ научить читать ребенка — сначала учить буквы, потом соединять их с слоги, а уже затем в целые слова. Но в речи слова состоят не из букв, а из звуков. Поэтому правильнее учить сразу звуки: не «бэ», а «б», не «эм», а «м». Тогда ребенку легче будет понять суть чтения.

Когда малыш выучит обозначения нескольких звуков, можно поиграть в интересную игру — находить в книжке слова, которые начинаются с определенной буквы. Сначала пусть это будут гласные: педагоги считают, что их запомнить легче. Кроме того, зная несколько гласных и хотя бы одну согласную, можно составлять слоги и даже простые слова: мама, папа, баба.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько памперсов в упаковке

Чтобы ребенку было интересно, педагоги рекомендуют использовать для составления слогов и слов магнитные или объемные кубики с изображением букв. Или можно нарисовать алфавит самостоятельно на кусочках картона или цветной бумаги. Чтобы малышу было легче, рядом с каждой буквой изображают предмет, название которого начинается на этот звук. Пусть ребенок сам выберет и нарисует эти предметы. Потом можно начинать составлять короткие и понятные малышу слова.

Если ребенок учил буквы, а не звуки, то на этом этапе ему будет тяжело понять, почему в слове «мама» читается не «эм», а просто «м». Он же привык называть эту букву «эм»! Именно поэтому современные специалисты советуют учить детей звукам, а не буквам.

Когда ребенок научится составлять из кубиков или картинок простые слова, можно начинать составлять слова посложнее и читать простые предложения. Очень важно, чтобы занятия проходили регулярно, но были короткими и не утомляли малыша. При обучении в домашних условиях родители часто в один день перегружают ребенка, а в другой не находят времени для чтения. Так делать не стоит.

Занятия с букварем

Когда ребенок научился распознавать буквы и составлять простейшие слова, можно приступать к чтению. Какое пособие выбрать? Отличный вариант — букварь под редакцией Н.С.

Жукова: в книге достаточно картинок, что не даст ребенку лет в 5-6 заскучать, но при этом понятно показано, как составлять слова из букв. Методика, которая предложена в этой книге, зарекомендовала себя на протяжении многих лет, поэтому отступать от нее не стоит.

Для ребенка важно не просто заучивать звуки и слоги, а сразу получать простые слова — так ему легче понять и запомнить материал.

Не следует забывать о повторении, так как малыш может попросту забыть выученное. Каждое занятие лучше начинать с закрепления того, что он уже умеет, постепенно переходя к новому. Можно поиграть в игры со словами или кубиками. Это не только возможность повторить все звуки, но и веселый перерыв для ребенка.

При чтении очень важна интонация и правильная расстановка пауз. Многие воспитатели и учителя начальных классов делают распространенную ошибку: приучают детей не читать, а петь.

Это нравится ученикам, но они привыкают не делать расстановку между словами, произнося их вместе на едином выдохе. Такую речь тяжело разобрать, а переучиваться детям сложно. Поэтому нужно приучить ребенка после каждого слова делать небольшую паузу.

Постепенно он их сократит, когда научится читать быстро и разберется с правильной интонацией..

Выводы

Как научить ребенка читать в 6 лет? Это несложно, главное — учить звукам, а не буквам, стремиться к тому, чтобы развить у малыша интерес и постепенно переходить от простого к сложному. Но необходимо учитывать, что все детки индивидуальны.

Один малыш осваивает чтение за месяц, а другому нужно полгода. Поэтому не нужно раздражаться и ругать ребенка, если у него не получается быстро разобраться с алфавитом.

Доброжелательность и терпение родителей, а также регулярные и интересные занятия обязательно принесут положительный результат: чадо научится читать и полюбит это занятие.

Источник: https://nach-shkola.ru/kak-nauchit-chitat-rebenka.html

25 советов родителям по обучению ребенка быстрому и правильному чтению

Приветствую! У одной из моих хороших подруг Валерии есть мальчик Костя. Как и родители, он очень смышленный и любознательный.

Сейчас Косте пять лет. В школу ему только через два года, но родители уже сейчас активно готовятся к образованию мальчика.

На практике часто оказывается, что многие дети готовы и хотят учиться задолго до школы. Ваня с Верой (так зовут родителей Кости) купили ему на будущее красивый алфавит и повесили в его комнате.

Мальчику стало интересно, и он довольно легко выучил буквы. Тогда Вера подумала о том, а почему бы не научить его читать, и обратилась ко мне за советом.

Конечно же, я ей помогла. Действительно, не стоит ставить рамок в обучении. Если малыш проявляет любознательность и тягу к обучению до школы, как Костя, помогите ему в этом!

А если нет, то можно дождаться и школьных лет.

Мы с Верой решили обучить мальчика правильно читать, поэтому пересмотрели и обсудили много разного и сделали совместный сборник идей и советов для обучения чтению, с которыми вы можете ознакомиться ниже. Обратная связь приветствуется!

Вступление

Если раньше ребенка учили читать в школе, то нынешние правила стали более жесткими: первоклассник уже должен уметь читать! Большинство школ даже не примет ребенка в 1-й класс, если он «не обучен грамоте». Причем далеко не в каждом детском саду детей учат буквам, все зависит от программы, по которой работает дошкольное учреждение.

Так что очень часто родителям приходится учить детей чтению самостоятельно. И тут же возникает множество вопросов: по какой методике учить чтению (их ведь так много), в каком возрасте начать обучение чтению и так далее, и так далее

Подходящий возраст для чтения

В этом вопросе спешка не нужна. Конечно, можно понять родителей, которые гордятся 2-летним гением, свободно читающим Пушкина. Но способности строго индивидуальны. Не нужно «гнаться» за сыном или дочерью друзей, внимательно наблюдайте за своим малышом, чтобы понять, что ребенок готов учиться чтению.

Как же это определить? Вот основные признаки, по которым можно понять, что пришла пора учиться читать:

  • ребенок говорит целыми предложениями и может составить полноценный, связный рассказ о каком-либо событии, пересказать содержание фильма или книги;
  • у ребенка развит фонематический слух, то есть он правильно слышит и распознает звуки. Как проверить фонематический слух? Например, предложите ребенку повторить за вами слоги (ка-га, за-са, та-да и пр.), затем усложните задачу и добавьте еще один-два слога (са-за-са, жа-за-жа, ца-ча-ца). Следите, чтобы ребенок точно произносил звуки. Другое упражнение — подобрать картинки с изображением предметов, в названиях которых различается лишь один звук (шапка-лапка, миска-мишка, лак-рак и так далее), ребенок должен правильно произносить названия предметов на картинках;
  • малышу не требуется помощь врача-логопеда, он правильно произносит все звуки;
  • ребенок ориентируется в пространстве, не путает слова «лево» и «право», «низ» и «верх» и т.д.

Если ребенок справляется со всеми заданиями и его уровень развития соответствует перечисленным критериям, можно смело начинать занятия. «Среднестатистический» ребенок способен научиться читать в пятилетнем возрасте.

Какую методику обучения чтению выбрать?

Перечислим основные современные методики:

  • чтение целыми словами — методика Глена Домана, основанная на зрительной памяти;
  • чтение слогами — методика Н. Зайцева: ребенок заучивает и читает слоги;
  • звуко-буквенный метод: ребенка учат слышать звуки в слове, а потом соотносить их с буквами;
  • чтение сложением букв — так учили большинство из нас, сначала учим названия букв, а потом складываем их вместе.

Помните: «эм» и «а» — будет «ма»?

Учиться читать, играя

Есть и еще одна игровая методика обучения чтению.

Первым делом учите с ребенком гласные буквы. В кириллице их всего 10, поэтому процесс будет недолгим. Сделайте буквы «говорящими»: подготовьте 10 одинаковых кружков бумаги диаметром 10 сантиметров и на каждом красным фломастером напишите одну из гласных букв. Развесьте кружочки по квартире и учите гласные вместе с ребенком, просите его произносить звук, когда проходите мимо кружочка. Меняйте кружочки местами, пока ребенок не запомнит каждую букву.

Просите ребенка найти знакомые буквы в других местах: в книге, на экране телевизора или мониторе компьютера, на рекламных щитах и вывесках магазинов и так далее. Превратите поиск знакомых букв в веселую игру.

Таким образом гласные буквы мы выучили, переходим к согласным. Начинать лучше по одной букве и заучивать короткие слова. Начнем с главного слова — «мама». Первой из согласных выучим букву «м».

Придумайте, на что похожа буква, чтобы ребенок ее лучше запомнил (половинка бантика, качели и др.). Можно сделать для буквы такой же кружочек и составлять из буквы «м» и гласных маленькие слова (мы, ам, му и т.д.). Читайте сами и просите читать ребенка.

Чем больше читаете, тем лучше усвоится материал.

Постепенно вводите новые согласные, когда их станет 2 или 3, можно составлять более сложные слова (сом, сок, коса, ком и т.д.). На этом этапе стоит приобрести магнитную азбуку. Вы удивитесь, как быстро ребенок будет запоминать новые буквы.

Другая часто встречающаяся проблема — нежелание ребенка учиться читать. Заставлять ни в коем случае нельзя, такое учение превращается не в удовольствие, а в мучение. Постарайтесь найти какие-то стимулы для ребенка, больше читайте ребенку вслух, останавливаясь на самом интересном месте, просите прочесть какие-то вывески или надписи, «забыв», что он не умеет читать и т.д.

Третья проблема — неорганизованность самих родителей. Если вы все-таки решили начать занятия с ребенком, нельзя останавливаться на полпути. Нерегулярные занятия не дадут результата, поэтому в таком случае их лучше не начинать.

Источник: http://1obuchenie.com/kak-nauchit-rebenka-chitat-bystro-i-pravilno.html

Какой букварь выбрать и что читать после букваря?

Елена Виноградова.

За последнюю четверть века появились десятки букварей и азбук, по которым рекомендуется учить читать детей самого разного возраста. Многие родители не могут быстро сориентироваться, какой букварь выбрать?

Чем отличается букварь от азбуки?

Азбука, как правило, представляет собой книгу (или магнитный плакат), который помогает ребенку запомнить, как выглядят буквы и как произносятся звуки. Все тексты в азбуке направлены на акцентирование той или иной буквы/звука и читать их обычно приходится взрослым. Букварь же предполагает обучение слоговому чтению: он идет от простых слов и понятий к более сложным словам, и далее к текстам.

«Букварь» Н.С. Жуковой

рассчитан на занятия с детьми от 3 до 7 лет. В основе данной методики лежит традиционный подход к обучению чтению на русском языке, дополненный оригинальным способом понимания слогов как цельных элементов.

Слог в букваре рассматривается как графический элемент чтения и письма: осознание этого механизма в раннем возрасте помогает предупредить многие ошибки при письме, возникающие при обучении в школе.

Родителям может показаться эта книга не очень занимательной и интересной, однако следует понимать, что данный букварь именно учебник, а не развлекательное чтение и со своей главной задачей — быстро научить ребенка читать, он справляется на отлично.

«Букварь для малышей от двух до пяти» Елены Бахтиной

предназначен для обучения технике чтения детей самого раннего возраста. Книга снабжена яркими красочными иллюстрациями и подробными объяснениями, как начать читать в короткие сроки.

Шестилетнему ребенку, чтобы научиться читать используя букварь Бахтиной понадобится около 2 недель, а двух-трех летнему малышу около 4 месяцев.

В конце книги находится разрезной алфавит, с помощью которого дети играют с буквами, учат их «дружить», собирая в слоги Данная методика проверена почти двадцатилетней работой в «школе гениев» Елены Бахтиной и прекрасно себя зарекомендовала.

«Букварь.Учимся читать с 2-3 лет»

новая авторская методика педагогов Узоровой О.В. и Нефедовой Е.А., когда ребенок учится читать, играя с родителями. Книга рассчитана именно на малышей, у которых еще доминирует игровая, а не познавательная деятельность. Запомнив по этой книге все буквы и звуки, научившись складывать простые слова и предложения, ребенку будет намного проще овладевать стандартными учебниками для чтения в школе.

Логопедический букварь

Выбирая, какой букварь лучше использовать для обучения чтению детей с нарушениями речи следует обратить внимание на «Логопедический букварь» под редакцией Крыловой Н., Писаревой И., Ипатовой Н. Он ориентирован на обучение чтению и письму детей старше 5 лет.

и видеобуквари

Инновационные виды букварей представлены на рынке аудио букварями, а также видеобукварями.Эти методики используют музыку и визуализацию букв, с помощью песенок и игр помогают малышам запоминать буквы и складывать их в слоги и слова. Здесь малыш увидит и услышит скороговорки и чистоговорки, самостоятельно вылепит буквы из пластилина и многое другое

Советский букварь

предмет ностальгии большинства взрослых, выросших в советское время. Конечно, там не всегда актуальные тексты, однако четкие и понятные механизмы построения слогов и слов позволяют научить ребенка читать в приемлемые сроки.

Что читать после букваря?

Какие книги читать после букваря, каждый родитель решает самостоятельно. Будут это сказки или короткие рассказы, потешки или стишки, зависит от того, что больше всего нравится малышу. Главное позаботиться о том, чтобы первые книги были с крупным шрифтом и большими яркими картинками, по возможности со словами, разбитыми на слоги. И конечно, тексты должны соответствовать возрасту читателя.

условия перепечатки

Источник: https://www.happy-kids.ru/page.php?id=1041

Как научить ребенка читать быстро и правильно

Для тех, кто не хочет — не может — считает нецелесообразным (нужное подчеркнуть) ждать первого класса и желает узнать, как научить ребенка читать быстро и правильно, «Литтлван» собрал проверенные лайфхаки.

1. Проверьте психологическую готовность ребенка

Сколько копий сломано в спорах, когда учить ребенка читать! Кто-то утверждает, в три года — самое время, другие — что не раньше шести. Но главное, это все-таки не возраст, а психологическая готовность малыша. При этом проверить ее может сам родитель, не обращаясь за помощью к специалистам.

Ваш малыш готов к обучению чтению, если:

  • он свободно говорит предложениями, а главное понимает смысл сказанного. Может описать картинку, пересказать услышанную сказку, увиденный мультфильм;
  • у него нет логопедических проблем, он произносит все звуки и различает их на слух, то есть может уловить, например, разницу между «соН» и «соМ», «коТ» и «коД»;
  • малыш понимает, где находится право, а где лево, что значит вверх, а что вниз

2. Ребенок смотрит на вас — подавайте пример!

Казалось бы, все просто — желаете заинтересовать литературой, подавайте личный пример! Но некоторые родители до сих пор удивляются отсутствию у сына или дочери интереса к чтению. Мама или папа задаются вопросом, как научить ребенка быстро читать, а сами при этом ни разу при нем не взяли в руки книжку. И возраст не важен — будь то трехлетний кроха, любознательный шестилетка или даже ершистый подросток.

Как учить ребенка читать? Развивайте культуру чтения в семье, читайте сами, а также вслух малышу, выбирайте и покупайте красивые детские издания вместе с ним. И не стоит убирать их потом в дальний ящик, лучше оставлять на виду. Наверняка, малышу, в конце концов, станет интересно: как же мама и папа это делают — чи-та-ют!?

3. Не заставляйте, а возбуждайте интерес

Через слезы и «не хочу» любовь к книжкам и желание самостоятельно читать не привьешь. Поэтому не стоит заставлять дошкольника. Самое верное — возбудить интерес! Да и психологи рекомендуют: как научить читать ребенка в 5 лет? Только по их собственной инициативе. задача родителей — развить и поддержать, а не загубить собственным рвением. Терпение и доброжелательность должны быть по умолчанию!

Так, если личный пример не помогает, можно купить красивую азбуку с картинками или говорящими буквами и рассмотреть ее вместе. Или при чтении вслух остановиться на самом интересном месте. Или на примерах показать, как важно чтение в обычной жизни — демонстрировать поздравительные открытки, письма, записки, вывески и ценники в магазинах, просить прочесть их, «забывая», что сын или дочь этого не умеет!

4. Ознакомьтесь с популярными методиками и выберите подходящую именно для вас

Методик обучения чтению, проверенных временем и не одним поколением родителей, не так уж много. Среди неплохо зарекомендовавших себя, которые помогли мамам научить читать, можно выделить 5:

● Традиционная методика, или обучение по букварю

Как научить ребенка читать по слогам? Можно применить старый и эффективный, но не очень быстрый способ, к тому же требующий определенной усидчивости и большого терпения от всех участников процесса. Пользуясь букварем, можно последовательно научить соединять звуки в слоги, а слоги в слова. Вот только игровые элементы, как правило, взрослым приходится придумывать самостоятельно.

Букварь не стоит путать с азбукой! Последняя не научит читать, а лишь поможет запомнить алфавит.

Что касается авторов букварей, то наиболее понятной для дошкольников большинство родителей и педагогов считают методику Надежды Сергеевны Жуковой. Ее буквари – настоящие бестселлеры..

Также заслуживают внимания пособия, созданные Ольгой Соболевой, Еленой Косиновой, Всеслава Горецкого, Натальи Павловой .

.● «Кубики Николая Зайцева»

Научить ребенка читать в домашних условиях может помочь методика, созданная советским педагогом Николаем Александровичем Зайцевым. В ее основе — убеждение автора, что нужно отказаться от традиционных методов изучения и полагаться на детскую логику восприятия звуков. А основой языка является не буква, а склад — сочетание гласной и согласной, или согласной и мягкого/твердого знака. Именно они в разных вариациях нанесены на кубики. Всего их 52.

При этом они различаются по весу, размеру, цвету, звучанию и так далее. В процессе игры в них (а вариантов игр великое множество) ребенка и можно научить чтению. Применять методику можно с самого раннего возраста — с 3 лет. Однако у многих родителей возникают трудности — они просто не могут разобраться во всем многообразии пособий и таблиц, прилагаемых к кубикам.

К тому же детям может быть потом нелегко в традиционной школе, где принята система «буква-слог-слово», а не «склад-слово», как у Николая Зайцева.

Изначально Глен Доман разработал систему, которая стимулирует мозговую активность детей с поражениями центральной нервной системы. Затем она была адаптирована и для здоровых деток. В ее основе — карточки с картинками, которые подразумевают тренировку навыка восприятия целого слова, а не его частей. При этом задействована только одна система чувств — зрительная. Малыш смотрит на картинку, видит, что на ней изображено и написано, и запоминает.

Методика подходит для детей самого разного возраста — даже годовалых малышей, которые только учатся говорить.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Со скольки лет можно давать ребенку грибы

Научить чтению получится в процессе игры, однако от родителей требуется изготовление (или покупка) огромного количества карточек, развешивание (раскладывание) их по всей квартире (дому) и ежедневное повторение. Поэтому минусы этой методики очевидны.

Да и есть большая вероятность, что у научившегося читать «по Доману» ребенка в школе будут проблемы с грамотностью и процессом обучения. Ведь он научился воспринимать слова целиком и не видит частей, из которых они состоят.

● Методика Вячеслава Воскобовича

Вячеслав Воскобович — автор многих развивающих игрушек для детей. Научить дошкольников чтению он предлагает при помощи специальных карточек «Складушек» и кубиков «Теремков». Первые являются своеобразной переработкой методики Николая Зайцева. На 21 карточке написаны склады, которые сопровождаются яркими изображениями. Подходит для занятий с детьми от 3 лет, любящими рассматривать картинки. Минусы у этой системы те же, что описаны выше — возможны сложности в школе.

«Теремки» помогают научить читать детей, начиная с двухлетнего возраста, при помощи 12 деревянных кубиков, на которых написаны согласные, и 12 картонных кубиков с гласными. Сначала при их помощи в процессе игры изучаются буквы, затем малыши складывают слоги, после — слова. Эта методика вызывает меньше трудностей как у детей, так и у взрослых. В комплекте к ним продаются пособия с описанием алгоритма обучения и вариантами игр.

● Методика Евгения Чаплыгина «Читать легко»

Белгородский педагог-практик Евгений Васильевич Чаплыгин также предлагает обучать дошколят чтению при помощи специальных динамичных деревянных кубиков. В отличие от методики Николая Зайцева, играя в них, малыш может понять принцип составления слова, а не просто заучивает склады.

Всего в комплекте 10 кубиков с буквами и 10 блоков с парными динамичными кубиками, вращая которые можно «превращать» «ма-му» в «ма-шу», «ма-шу» в «ка-шу» и так далее. В помощь родителям есть «Книжка-шпаргалка», в которой подробно рассказано, как нужно заниматься по методике.

Обучать чтению при помощи этих кубиков можно детей от 3 до 7 лет, наиболее эффективно с 4 до 7 лет. Однако ждать, что через неделю, как обещает реклама, трехлетка зачитает предложениями не стоит.

5. Играйте, играйте и снова играйте

Обучать дошкольников лучше и эффективней всего в процессе игры. Поэтому идете ли вы собственным путем или выбрали для обучения чтению какую-то методику — не стоит относиться к этому слишком серьезно и превращать занятия в настоящие уроки. Родители — это любящие мама и папа, а не строгие контролеры и учителя.

К тому же игра — естественный для ребенка процесс. Он не требует от взрослых педагогического образования, не вызывает отторжения у детей, а обучение делает легким и интересным.

Так, самая простая и популярная игра, не требующая материальных затрат, знания каких-либо методик и отлично закрепляющая навыки чтения такая: просить сначала находить знакомые буквы (о том, как быстро выучить их мы уже писали) на вывесках, рекламных постерах, экранах светофоров, ценниках и тому подобном, и называть их. В последующие разы задачу можно усложнять и просить искать только гласные или согласные, а затем — определенные слоги и целые слова. Играть можно где угодно и сколько угодно!

6. Идите от простого к сложному

Малышу бывает трудно понять, что «м» и «эм» — это одно и то же, но при чтении, например, слова «ма-ма» произносить нужно «м», а не «эм».

Поэтому, если вы не придерживаетесь противоречащих этому принципу методик, начать изучение лучше со звуков (м, н, р, с, т, ф и так далее), затем перейти к слогам, потом к простым словам с повторяющимися слогами: «ма-ма», «па-па», «ба-ба» и тому подобным. От них можно двигаться к несложным предложениям.

«Мама мыла раму» — классика, которая действительно работает! Буквы (эм, эн, эр, эс, тэ, эф и так далее) и «сложные» твердые и мягкие знаки лучше оставить напоследок.

7. Спрашивайте совета и делитесь собственными ноу-хау

Много полезных подсказок и интересных находок по обучению детей чтению можно найти не только в работах заслуженных педагогов, но и в обсуждениях обычных родителей.

8. Привлекайте гаджеты!

Как научить читать ребенка 6 лет? Воспользуйтесь его же интересами. Сейчас разработаны интересные программы и мобильные приложения, которые помогают научить детей читать. Они вполне подойдут как дополнительное средство обучения. Хорошо зарекомендовали себя:

  • «Учимся читать по слогам. Учим слова, слоги, звуки» для iOS, для Android;
  • «Читай сам по слогам» для Android;
  • «Букварь Айфолика» для iOS, для Android;
  • «Учимся Читать, Спасаем Зверей. Учим буквы, азбука» для iOS, для Android;
  • «Лунтик. Учимся читать» для iOS, для Android.

9. Будьте организованными и последовательными

Если уж вы решили учить своего малыша читать, а у него к этому есть интерес, не бросайте начатое. Потому что лучше уж не заниматься вовсе, ожидая, что «в школе все равно научат», чем делать это нерегулярно.

10. Хвалите!

Обязательно не забывайте хвалить и поощрять, каков бы ни был результат вашего процесса обучения: прочитанное впервые после трех месяцев игр-занятий слово «ма-ма» или осиленная через неделю «гидро-элек-тро-станция»!

Источник: https://littleone.com/publication/4237-kak-nauchit-rebenka-chitat-metodiki-i-layfhaki

В каком возрасте лучше начать учить ребенка читать, чтобы не возникло проблем?

Здравствуйте, мои дорогие читатели! Почему-то долгое время было принято думать, что начинать детей учить читать нужно около семи лет. Объясняли это тем, что он уже многое понимает, у него формируется произвольное внимание и сохраняется активное восприятие уже около 10 минут. Все это так, только в 7 лет дети поступают в школу, а программа сейчас не предусматривает постепенное обучение чтению с нуля.

Оглавление

Чтобы первоклассник чувствовал себя комфортно среди одноклассников, он уже должен читать и желательно делать это хорошо. Для этого нужно начинать учебу не за один год, чтобы «не было мучительно трудно».

Разные мнения

В каком возрасте учить ребенка читать, когда следует начинать процесс обучения? Этот вопрос задают большинство родителей, и каждый имеет свою определенную точку зрения. Одни родители считают, что начинать обучать чтению нужно очень рано, чуть ли не с пеленок. Другие рекомендуют начинать учить тогда, когда малыш сам этим заинтересуется. Третьи уверены, что обучать чтению в домашних условиях не стоит.

Пусть этим процессом занимается учитель, так как это входит в его непосредственные обязанности. И незачем тратить драгоценное время попусту, все равно потом придется переучивать. Нет, не придется, если знать, как правильно учить и с чего начать. А учитель очень быстро объяснит, что тридцать человек он не может учить полноценно без помощи родителей и именно им придется заниматься со своим сыном или дочкой чтением дома.

Не нужно учить чтению с пеленок, как делают некоторые излишне ретивые родители, но и затягивать до самой школы не стоит. В четырехлетнем возрасте научиться малышу читать намного легче, ведь в этот период созревает часть мозга, которая отвечает за формирование речи, слуховое и зрительное восприятие. В 5 лет дети могут заниматься уже достаточное время. К 7 годам возникают некоторые сложности, так как в этом возрасте заинтересованность к чтению проходит.

Польза или вред раннего обучения

Способность читать в раннем возрасте пойдет только на пользу. Если он пришел в школу, уже обладая навыком чтения, то только будет более любознательным, что поспособствует быстрому усваиванию нового материала. Однако работать над этим надо систематически и постепенно.

Не гоните малыша поспешно вперед, и тогда все получится. Он полюбит литературу на всю свою жизнь. Конечно, только родителям решать, когда следует начинать учить чтению. Главное, следует усвоить и понять, что будущее ученика, а именно его достижения в школе, будут зависеть от его любви к чтению, а значит и скорости.

Дело в том, что, когда дети только осваивают чтение по слогам и складывают слоги в слова медленно, они плохо понимают, что именно читают и очень устают. Чтобы развить интерес и любовь к чтению, нужно:

  1. Тренировать навык технического чтения.
  2. Много читать самим родителям, пока ребенок плохо читает сам, чтобы развивать чувство родной речи и воображение.

Как же точно определить момент, во сколько лет начинать, когда дошкольник готов к обучению чтению?

Чаще всего даются рекомендации подождать, когда ребенок:

  1. Уже умеет свободно разговаривать предложениями и плохо учить пока он плохо разговаривает. Существует мнение, что это может нарушить речевые навыки. Но ведь никто не говорит, что чтение начинается сразу с целого текста.
    Если карапуз в два года заинтересовался буквами, разглядывает их, спрашивает «что это?» неверно не отвечать и тем самым на корню убивать заинтересованность.

    У моего сына знакомство с буквами началось именно после двух лет и именно знакомство с букварем поспособствовало развитию речи.

  2. Считается, что у дошкольника не должно быть серьезных логопедических проблем. Однако в два года речевой аппарат по определению не может быть сформирован. Если же вы будете с ним пытаться повторять звуки правильно раз за разом, то и логопед может не понадобиться.

    Форсировать не нужно, критиковать, а тем более ругать за неверное произношение. Просто поправлять. Дети учатся, копируя, в том числе и речевые навыки.

  3. Часто говорят, что для того, чтобы учиться читать нужно обладать пространственными навыками: знать, где лево, где право, где верх и где низ.

    Да просто показывая, как складываются слоги, слова вы сами четко покажите без всяких названий, «как нужно делать правильно».

  4. Настаивают, что малыш должен определять звуки в слове и отделять один звук от другого. Так и учат сначала не буквы, а именно звуки. Не «бэ», а «б», чтобы потом малышу легко было сложить их в слоги, а затем и в слова. Не «бэ-а», а «ба» и т.п.

    Пока вы будете показывать буквы и называть малышу звуки он и учится их различать. И происходит это не за две недели, а в течение нескольких месяцев или года. Торопиться то пока некуда.

  5. Здесь главное руководствоваться интересом ребенка, его любопытство поддерживать всеми возможными способами. Жестких рамок для обучения чтению не существует.

Чем больше малышу читают родные, чем интереснее книги выбираются, тем большую заинтересованность проявляет малыш. Если родители не читают сами, то и младшего члена семьи процесс не заинтересует.

Существуют различные методики обучения чтению

Их можно разделить на несколько групп:

С использованием Азбуки

Это метод, когда каждой букве соответствует определенная картинка. Карапуз легко запомнит, что «А» — это «Арбуз», а «М» — это «Молоко». Но для обучения чтению этот метод неудобен. Как объяснить маленькому, что слово «МАМА» складывается из «Арбузов» и «Молока». Нужно подключать параллельно букварь. Современные дети учатся достаточно быстро.

С использованием букваря

В этом случае, конечно, тоже присутствуют картинки. Но метод заключается в том, что буквы складываются в слоги, а слоги – в слова. По методу букваря обучались чтению все советские дети. Вопрос: «По какому букварю лучше учить?» не совсем корректен. Они все достаточно похожи. Хорошо если букварь не сразу представляет все гласные и согласные, а потом учит складывать из них слоги. Лучше если эти процессы идут параллельно, такое обучение более эффективно.

Лучший вариант, если используются и кубики с буквами и отдельные буквы (например, магнитные или вырезанные) и букварь.

Изучение целых слов или слогов

Существуют также методики изучения целых слов, кубики, обучающие запоминанию слогов, карточки, которые нужно показывать малышу с младенчества. Эти методы имеют место быть, но применение их в раннем возрасте не оправдано.

Мое мнение, что подобные методы создают слишком много проблем впоследствии в школе, потому что первоклассник не различает отдельных букв и звуков. Снова придется переучиваться. О том, как проще всего научить дошкольника читать дома и со скольких лет начинать учить, можно узнать здесь.

Иногда дети удивляют нас, проявляя большой интерес к чтению. Другие, наоборот, упорно не хотят учиться читать, считать, писать, мало проявляют интереса к новому. Не знаете, как заставить малыша учить буквы? Лучшим вариантом будет превратить все в игру. И в 3 года и в 6 лет дети любят играть. Даже если малыш не хочет учить буквы, не понимает, зачем это ему, в процессе интересной игры он усвоит необходимую информацию.

Книжки–помощницы

Когда родители регулярно читают своему чаду книжки с яркими картинками, приблизительно к двум годам у него начинает проявляться интерес к изображениям на бумаге. Изначально дети лишь слушают мамин голос и рассматривают рисунки. Затем начинают внимательнее присматриваться к «паучкам» буковкам.

Заметили такое поведение крохи, значит, пришло время покупать большую азбуку для самых маленьких и учиться грамоте. И помните, главное не то, как заставить ребёнка учить буквы, а правильно уловить момент и ненавязчиво превратить процесс обучения в игру.

Попросите малыша, чтобы он тоже показал на выученную букву пальчиком. Не получится в первый раз – не расстраивайтесь и не настаивайте. Рано или поздно у малыша всё выйдет, как надо.

Занятия по изучению букв лучше всего проводить утром, когда ребенок бодр и весел. Никогда не настаивайте на своем. Не хочет заниматься буквами, закапризничал, прекратите, займитесь чем-то другим. Каждый день, неделю учите новую букву, а знания, полученные в предыдущие дни, закрепляйте.

Игра заинтересует всех

Если карапуз не хочет учить буквы по книжке, придумайте для него какую-нибудь занимательную игру. Например, кубики, магнитики, поиск сокровищ. Как составлять слова из кубиков наверняка знают все. Вот и ребёнку будет так же интересно изучать буквы, складывая красочные кубики с картинками в знакомые слова. Читайте вместе с детьми, пусть они сами видят текст и картинки.

От игры «поиск клада» дети вообще в восторге. Почему не использовать их интерес к игре? Заранее сделайте из цветного картона большие яркие буквы и разместите их в разных уголках квартиры, пока малыш спит. Потом предложите ему найти по подсказкам игрушку или какое-нибудь лакомство, спрятанное в тайном месте. Переходя от одного предмета к другому, помогайте отыскивать буквы-подсказки, чётко произнося их, называя вместе слова, которые начинаются с этой буквы.

Малыш с удовольствием поддержит игру, с увлечением будет собирать картонные буквы, приближающие его к «сокровищу». Вот увидите, на завтра он сам попросит вас повторения «поиска клада». Будет вдвойне интереснее, если в игре примут участие другие детки, а не только мама.

И помните, насильно принуждать детей к чему-либо нельзя! Только приятные занятия и игры помогут освоить легко грамоту и не отобьют охоты к дальнейшему обучению. Вкладывайте в голову крохи необходимые знания мягко, без нажима и с огромным терпением.

И чем больше читают малышу сами взрослые, тем охотнее он будет учиться читать, тем больше полюбит книжки. Кстати, сейчас можно заказать книгу сказок про собственного ребенка с 50% скидкой. Вот ссылка.

Обязательно воспользуйтесь! огромный интерес ребенка гарантирован.

Вот на этом, пожалуй, все. А любите читать вы и ваши дети? Пишите в комментариях, делитесь статьей в соцсетях, если она вам понравилась.

Источник: https://marivlada.ru/semya/nashi-deti/doshkolniki/v-kakom-vozraste-luchshe-nachat-uchit-rebenka-chitat-chtoby-ne-vozniklo-problem/

Самые популярные методики обучения чтению

«Многие педагоги отмечают, что навык чтения нужен современному ребенку с самых первых дней в школе. Чтобы выполнять задания по другим предметам, например. Иначе вам придется сильно помогать.

В любом случае, на освоение азбуки у всех детей уходит разное время, а учитель ждать не может. К тому же, если ребенок будет осваивать чтение в школе, это будет для него дополнительной нагрузкой.

Знания по другим предметам ему будет сложнее усваивать, потому что энергии и концентрации от него потребуется больше. Уверенности в себе и мотивации учиться это вряд ли добавит.

Умение читать понадобится и для того, чтобы готовить мини-презентации и устные доклады, а их сейчас просят делать в первом классе. Читающий ребенок найдет информацию быстро, и только подогреет свой интерес. Это важный плюс. Но навык должен быть отработан действительно хорошо. После того как первые успехи сделаны, нужно время, чтобы научиться понимать смысл прочитанного. Добиться такого эффекта проще всего в спокойной домашней обстановке. 

Когда научить ребенка читать, мама решает сама. Если ждать до школы не хотите, предстоит определиться с методикой. А их сейчас много и у каждой есть как достоинства, так и недостатки.

Карточки

Самый популярный наглядный метод — карточки Домана. На первый взгляд кажется, что этот способ наиболее простой. Примерно с 4-6 месяцев мама начинает показывать малышу на несколько секунд карточки. На них печатными буквами написаны слова, которые она произносит их вслух. Зрительная память у ребенка развита хорошо, поэтому он достаточно быстро схватывает связь между тем, что он слышит, и тем, что видит. А в какой-то момент начинает понимать, что написано на карточках. 

С возрастом количество слов и букв в словах увеличивается. Для ребенка это не проблема, а вот мама может сломаться. Карточек приходится готовить не просто много, а безумно много. Но главный минус в другом: ребенок при таком подходе механически запоминает слова, как робот.

Никакого интерактива ведь не предполагается. Игровая составляющая отсутствует. И потом, малыш привыкает к начальным формам: к именительному падежу, к инфинитивам.

Когда он сталкивается с реальными текстами, то знакомые слова либо не узнает совсем, либо читает их с ошибкой, потому что окончания другие.

Звуки

Звуко-буквенные методики — это классика жанра. По ним малышей сейчас учат читать в большинстве государственных детских садов и школ. Обычно все начинается с букваря Жуковой. В первую очередь детей знакомят с графическим образом букв. Потом объясняют, как они называются («бэ», «ша», «эф») и какие звуки могут обозначать. На этом этапе процесс нередко замедляется, потому что возникает путаница. Понять, что буква «эр» на самом деле читается как «р», тоже нужно время. 

Дальше звуки учат сливать воедино. Это — «а», это — «м», вместе «а-м», а если наоборот, получится «м-а». Ребенок читает буквы, глядя на доску или в букварь. Много раз тренируется произносить разные сочетания звуков, в том числе абстрактные, несуществующие в русском языке. Затем из букв малыш учится составлять слоги, потом слова и плавно переходит к чтению словосочетаний, коротких предложений и текстов.

Творчества в этом процессе мало. Дети часто скучают на занятиях, потому что на буквы они только смотрят. Поиграть с ними возможности нет. Кроме того, такое поэтапное и «медленное» обучение отнимает много времени и энергии. Хотя некоторым ребятам звуко-буквенная методика подходит, потому что каждому ребенку свое. 

Склады 

В советской школе мы осваивали чтение по слогам, а сегодня им на смену приходят склады. И эта альтернатива завоевывает все больше поклонников. Склад – это единица чтения, которая состоит из одной буквы или из сочетания двух букв. При таком подходе заучивать названия букв ребенка не просят. Эти знания ему при обучении чтению не нужны. Они потребуются позже, и их он спокойно получит в школе. А пока малышам просто говорят: «У каждой буквы есть звук. У этой буквы звук «м».

Ребенку не нужно запоминать, как читаются две рядом стоящие буквы, потому что он запоминает целый склад как картинку.  Благодаря этому обучение идет быстрее.

Есть и другой плюс. Чтобы прочитать слово, ребенок должен сначала чисто визуально разложить его на части. А разбивать на склады проще, чем на слоги. Например, ребенок сразу видит, что «ко-ш-ка» распадается на три склада, потому что их все по отдельности он видел на кубиках. Со слогами и правилами переноса он обязательно познакомиться, но уже в школе. Для обучения чтению ему эта информация не нужна.

Самые известные складовые методики на сегодняшний день это кубики Зайцева и кубики Чаплыгина. Они разные, но при этом у них много общего. Методика Зайцева самая популярная. В комплект входят кубики, на каждой грани которых написаны склады, и специальные таблицы для тренировки, тоже со складами. 

Начинать играть с такими кубиками малыш может хоть с года. Они ведь непростые. Кубики различаются по размеру, цвету и звучанию.

Благодаря двум разным наполнителям коричневые издают глухие звуки, серые – звонкие (на самом деле так иллюстрируется разница между глухими и звонкими согласными). Кубиками можно играть: греметь ими или использовать как конструктор, чтобы построить любой объект от башни до океана.

Это главное их преимущество. Ребенок запоминает склады во время игры: он построил поезд, мама прочитала склад на каждом вагончике, а он за ней все повторил.

Но чтобы начать читать по методике Зайцева, ребенок должен запомнить очень много складов. Чисто визуально, как картинки. Например, ему нужно будет запомнить по отдельности все сочетания согласных с буквой «а» («ба», «ва», «га» и так далее), потом с «о» и остальными гласными. Это большая нагрузка на память, поэтому, если был перерыв в занятиях, многие дети что-то забывают и приходится учить склады по кубикам заново.

Методика Чаплыгина устроена иначе. Во-первых, кубиков тут меньше, на каждом написана только одна буква и они соединяются между собой с помощью магнитов.

Во-вторых, ребенок точно так же учит склады, как в методике Зайцева, но при этом на каждом занятии ему показывают, что «ма» легко поменять на «па», «са», «ха». Причем ребенок может провернуть этот фокус собственными руками, заменяя один кубик на другой.

Так он быстрее улавливает закономерность и понимает сам принцип образования складов. И забыть его он уже не сможет.

Делу время

Когда начинать, вопрос хороший. Буквам ребенка можно обучить в год, а чтобы научиться читать склады, лучше подождать до 3,5-4 лет. Тогда уже можно сформировать и мотивацию. Любой навык, если он оказывается невостребованным, быстро забывается. Четырехлетку заинтересовать уже получится. Он может читать вывески, названия мультфильмов, надписи на продуктах, чтобы отличить молоко от кефира в магазине. Тогда будет интерес.

Еще важна готовность к обучению чтению. Считается, что, если малыш способен на слух вычленить первый звук в слове, он созрел.

Самое оптимальное время для занятий – с 10 до 11 часов утра. В этот час наш мозг работает наиболее активно, поэтому способен усвоить максимальный объем информации. Занятия должны быть регулярными, идеальный график – 3-4 раза в неделю. Внезапные всплески интереса к чтению у ребенка или у родителей не приведут к должному результату. 

Лайфхаки

  • Материал важно закреплять. Если на первом занятии вы знакомитесь с новой буквой или складом, то на втором уроке вы с ними играете. Чем больше предложите вариантов, тем лучше. Буквы можно лепить из теста, выписывать палкой на песке, прорисовывать пальцем на подносе с разноцветными конфетками, вылавливать ложкой из тазика с водой.
  • Когда все буквы будут освоены, стоит попробовать карточки с отдельными словами. Многим малышам они нравятся. Шрифт должен быть крупным, иллюстрация – понятной. 
  • Будет хорошо, если первая книга, кроме крупного текста, будет содержать многократно повторяющиеся кусочки текста, как в сказке про Колобка. Многократно прочитывая один и тот же отрывок, малыш начинает многие слова узнавать, и это очень облегчает чтение. 
  • Не заставляйте ребенка читать насильно. Пусть он добывает информацию разными способами. Можно смотреть видеоконтент в интернете, слушать аудиосказки и иногда читать книжки.
  • Читайте сами на виду у малыша. Не книги, так журналы или статьи в интернете. Ребенок будет видеть, что навык чтения доставляет вам удовольствие. В возрасте с 4 до 7 лет дети склонны копировать поведение и привычки родителей, поэтому ловите момент. В противном случае малыш вряд ли пристрастится к чтению. Просто этот вид деятельности будет ему чужд.
  • Даже когда ребенок научится читать, не переставайте читать ему вслух сами. Эта традиция очень сближает с родителями и на всю жизнь оставляет теплые воспоминания. Став взрослым, такой ребенок, скорее всего, воскресит традицию, чтобы воссоздать приятные ощущения внутри себя.

______________________________________________________________________________________________________________

  • В дошкольном возрасте освоение азбуки не воспринимается как учеба. Ребенок просто играет в буквы, слоги или склады, но так информация усваивается легче.
  • Многочисленные исследования показывают, что заучивать с детьми названия букв не стоит. Лучше сразу преподносить только одни звуки. Тогда не будет путаницы, которая сильно тормозит обучение.Нарисуйте на ногте указательного пальца рожицу или крохотную букашку. Вы будете водить пальцем под словами, которые читаете, а малыш станет с интересом следить за вашим паучком, невольно знакомясь с сутью самого процесса.
  • Нарисуйте на ногте указательного пальца рожицу или крохотную букашку. Вы будете водить пальцем под словами, которые читаете, а малыш станет с интересом следить за вашим паучком, невольно знакомясь с сутью самого процесса.

Источник: https://baby-club.ru/babylibrary/edublog/samye-populiarnye-metodiki-obucheniia-chteniiu/

Обучение чтению по букварю Н.С. Жуковой

Обучение чтению – это сложный процесс. Многие родители подходят к делу формально. Это приводит к тому, что ребенку приходится одно и то же повторять несколько раз, а результата нет. Кажется, что ребенок не проявляет интереса. Но стоит немного отвлечься от себя и посмотреть на это со стороны детей:

  1. Умение читать говорит о том, что это уже взрослый ребенок. Действительно ли он готов к этому?
  2. Чтение — новый вид деятельности. Без мотивации трудно ежедневно заниматься и усваивать новую информацию. У ребенка нет понимания ответственности, это придет постепенно. Сейчас же он мыслит категориями: интересно, не интересно.
  3. Нельзя усугублять процесс обучения криками и оскорблениями. Такой подход может отбить желание учиться дальше. Потом будет сложно наладить контакт и продолжить обучение.

Когда можно начать?

Не спешите обучать детей чтению как можно раньше. Всему свое время. Если для нас чтение – это просто, то для них – нечто новое. Начинайте тогда, когда ребенок уже отлично выговаривает все звуки, четко формулирует мысли. А также сам проявляет интерес к книгам: рассматривает картинки, рассуждает и комментирует увиденное, задается вопросом что же здесь написано.

Также важен слух. Если отделять звуки друг от друга не получается, значит, еще не время для букваря. Любые нарушения речи следует исправлять в первую очередь до начала обучения, так как ребенок может неправильно заучить буквы.

В связи с тем, что при обучении чтению слог выделяется как целая единица, то перед началом обучения необходимо научить ребенка чувствовать ритм слова. Начинать можно с простукивания в ладоши слов по слогам: сначала 2 слога, затем 3 слога, а только потом 1 слог (это иногда бывает трудно детям), далее 4-5-6 слогов. 

Учиться можно уже с 4-5 лет. Но здесь важно внимательно следить за процессом. Если малыш нервничает и не может запомнить больше 10 букв, то стоит притормозить. Перерыв может продлиться до года. Потом вы увидите, что все дается гораздо легче.

Какую методику выбрать?

Конечно, есть много методик обучению ребенка чтению. Все они эффективны, если верить рекламе. Но чтобы выбранная методика была продуктивна именно для вашего ребенка, постарайтесь определить тип малыша: как он легче усваивает материал и уже в соответствии с этим выбирать.  В садике малыш может пройти тест, где вы найдете правильный ответ.

Сейчас же мы поговорим о букваре Жуковой Н. С., по которому учатся уже многие годы. Данная методика известна не только на территории нашей страны, но и за ее пределами. Популярность букваря так велика, что во многих школах выбирают именно эту систему обучения. Букварь основан на многолетнем опыте логопеда и педагога Надежды Сергеевны Жуковой. 

Букварь Жуковой

Методика Жуковой очень проста. В ее основе лежит традиционная система обучения русскому языку в сочетании с собственными оригинальными находками, позволяющими предупредить ошибки на этапе обучения. Методика позволяет родителям самостоятельно научить своего ребенка читать. Этому способствуют дополнительные информативные блоки с советами и методическими указаниями, которые расположены внизу страницы. Программа сначала максимально облегченная, но потом уровень сложности увеличивается.

В подсказках для родителей прописано, где остановиться, как объяснить и над чем поработать, если усвоение материала ребенком идет не очень хорошо. Каждая страница книги замечательно проработана и концентрирует внимание ребенка на необходимых деталях, объектах. В первую очередь в глаза бросается буква, потом слоги и предложения, которые нужно прочитать. Есть картинки, но они служат дополнением.

Букварь можно купить любого формата. Есть книги больших размеров для занятий дома и маленьких, чтобы можно было взять с собой в дорогу. Но главная особенность в самой методике.

Для многих проблема — объединение двух букв в слог. Ребенок не может сказать его правильно и просто произносит буквы отдельно. Здесь же четко проговаривается, что малыш должен тянуть первую букву и медленно переходить на вторую. А реализованно это с помощью «бегущего человечка по дорожке»: пока пальчик ребенка движется по дорожке от первой буквы ко второй, необходимо тянуть первую букву.  Именно этот способ набирает большее количество положительных отзывов.

Еще один плюс в удобном форматировании текста. Даже слова в готовых предложениях поделены на слоги. Так ребенку легче начать читать. Множество столбцов и строк со слогами дают возможность тренировать скорость чтения.

Азбука или букварь

На этапе выбора методики обучения ребенка чтению необходимо понимать разницу между букварем и азбукой. На первый взгляд, разницы никакой. Но если разобраться, то отличий очень много.

Азбука – это просто совокупность букв и, как правило, расположенных в алфавитном порядке.

С ее помощью можно развлекать еще маленьких малышей. Азбуку можно начинать разбирать с 3-4 лет. Знание букв поможет более быстрому обучению чтению, но может и помешать. Один из основных принципов при изучении букв на ранних этапах — это правильно называть согласные буквы, без призвука гласной.

Букварь – это уже учебник, где дети учатся соединять буквы в слоги. И порядок изучения букв не алфавитный, а подобран в соответствии с методикой: чаще всего по частоте встречаемости буквы.

Уже с минимальным набором изученных букв ребенок может начать читать небольшие тексты. Такая работа сложнее и поэтому важно чтобы ребенок был к этому готов. Чаще всего за букварь берутся в 4-5 лет.

Руководство для родителей

Чтобы помочь своим детям быстро и качественно освоить букварь Н.Жуковой, нужно придерживаться ряда правил:

  1. Не пренебрегайте инструкциям и советами. Главное, постарайтесь донести до малыша то, что от вас требуют.
  2. Не устанавливайте точное время занятия. Будет лучше, если ребенок сначала будет просто получать удовольствие от учебы.
  3. Следите за темпом обучения. Когда процесс застопорился, нужно сделать перерыв. Возобновить работу можно через пару месяцев.
  4. Если ребенок визуал, то можно приобрести магнитную азбуку. На ней ребенок будет выкладывать слоги и слова. Такой метод поможет быстрее освоить чтение.

Постарайтесь сделать все, чтобы эти первые шаги стали максимально интересными и счастливыми. От этого зависят будущие стремления ваших детей.

Источник: https://myintelligentkids.com/obuchenie-chteniyu-po-bukvaryu-zhukovoj

Какой букварь выбрать для дошкольника

Читатели спрашивают, какой букварь выбрать для ребёнка. Мы попросили ответить Монтессори-педагога АМИ Юрия Филёва.

Как выбрать хороший букварь

Я могу много рассуждать на тему детских книг, но, по-моему, в вопросе попросили порекомендовать именно первую книгу для обучения чтению. Поэтому отвечу в этом ключе. Я сознательно не буду вдаваться в подробности Монтессори-метода. Хочу просто поделиться своим опытом, как я, пользуясь букварём, учил детей читать.

Недостатки букварей

С моей точки зрения, современным азбукам и букварям присущи общие недостатки. С одной стороны, они слишком сложны и перегружены излишней методической информацией для взрослых. С другой стороны, в них много заигрывания со всякими спецгероями: гномами-читателями, знайками-узнавайками, умными кроликами. То есть подразумевается, что с детьми не стоит говорить на равных, а маму нужно обучить всяким премудростям как бы потолковее запихнуть в ребёнка побольше попутных знаний.

При этом забывается, что задача первой книги проста и сложна одновременно. Нужно, чтобы маленький человек зачитал. А чтение — это преобразование своеобразной шифровки — букв — в звуки при понимании-запоминании содержания.

Детям несложно выучить буквы. Мотивированный ребёнок 5–6 лет с лёгкостью запоминает алфавит за 3-5-7 дней. Но алфавит — это только названия букв, знать их для чтения совсем необязательно. Гораздо важнее ориентироваться в звуках, которые передаёт печатный символ.

Представьте, что ребёнок, знающий азбуку, читает простенькое слово, к примеру, «тётя». Тэ-йо-тэ-йа какая-то получается. Что? Тойота? Поэтому первый шаг — это освоение дошкольником не названий букв, а именно звуков.

Что должно быть в хорошем букваре

Далее мы подходим к серьёзной сложности, которая называется несколько витиевато — «проблема слияния». То есть ребёнок узнаёт и даже прочитывает в отдельности К и А, а вот КА прочитать никак не может.

Что нужно, чтобы без задержек преодолеть эту пресловутую проблему? Нужна книга, насыщенная элементами чтения по складам. Где всякие КО, МА, РЭ, СУ, ВЫ будут сначала встречаться без дополнительных сложностей, то есть будут читаться без искажений. Через некоторое время можно будет осваивать и ЛЁ, МЯ, НЮ, БИ.

Буквосочетания прочитываются в различных комбинациях и в некоторой степени воспринимаются ребёнком как своеобразные иероглифы.

Следующий шаг — чтение простых односложных слов СОН, НОС, РОТ, СОК, СУП. Затем двухсложных и привет, новый читатель!

А теперь вопрос, в каких букварно-азбучных книгах можно найти элементарный материал для чтения крупным шрифтом, чтобы ребёнок прочёл несколько буквосочетаний или простых слов и ого, ничего себе прочитал ЦЕЛУЮ страницу? Я для себя нашёл ответ на этот вопрос в азбуке и букваре Генриха Сапгира от издательства РОСМЭН. С десяток детей зачитали у меня по этим простоватым с виду книгам.

Страница из букваря Генриха Сапгира

Далее важна культурная составляющая. Какие первые тексты будет читать ваш читатель? Как корабль назовёте, так и поплывёт. Мне нравится азбука Толстого, которая увидела свет почти 150 лет назад. Важно найти адаптированное к современным реалиям издание. Между прочим, сам автор считал это произведение главным в своей жизни. Толстой писал так: «Дети — строгие судьи в литературе. Нужно, чтобы рассказы были для них написаны и ясно, и занимательно, и нравственно».

Вот такой, несколько даже консервативный ответ.

На фото Международный Монтессори-центр «Отрада»

Источник: https://mchildren.ru/kakoj-bukvar-vybrat/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мамина жизнь
Как уложить ребенка спать в 7 месяцев

Закрыть